Ресурсы: Компьютерный класс, проектор, презентация, постеры, стикеры, листы оценивания, учебник “Информатика – 8 класс”.
Этапы урока:
Цель урока: научить строить диаграммы в ЭТ MS EXCEL и различать их типы, уметь их применять в межпредметной интеграции. Результаты обучения: 1) знать этапы построения диаграммы; 2) понимать назначение диаграмм и уметь использовать инструменты для построения диаграмм и различать типы диаграмм, делать выводы по их применению. |
1) Психологический настрой учащихся.
Тренинг «Кочки» (сплочение групп).
Слово учителя:
Ребята, мы с вами на предыдущих уроках мы начали изучение раздела «Электронные таблицы MS Excel» и познакомились с интерфейсом программы, функциями инструментов, изучили интерфейс в сравнении с интерфейсом MS Word, узнали, как можно производить расчеты м помощью формул, узнали, как можно форматировать ячейки.
2) Проверка домашнего задания
Сейчас я проверю ваши знания при помощи игры «Чистая доска». Я в разных концах школьной доски в произвольном порядке записала вопросы. По ходу ваших ответов, убираются с доски те вопросы, на которые дали правильный ответ. И к концу урока доска стает чистая.
Вопросы:
1) Как обозначаются заголовки столбцов и строк в ЭТ? (заголовки столбцов обозначаются латинскими буквами, а строки цифрами);
2) Как в MS Excel выделить несмежные ячейки? (несмежные ячейки выделяются при сочетании клавиши CTRL: выделить ячейку, затем, удерживая клавишу CTRL, выделить другую ячейку);
3) Для облегчения подсчета итоговой суммы используется какой инструмент? (инструмент автосуммы);
4) Как скопировать содержимое ячеек? (выделить ячейку, ПКМ вызвать команду копирования, выделить ячейку, в которую нужно вставить данные, ПКМ — вставить);
5) С какого знака начинается ввод формул в ячейку? (со знака =);
6) Перечислите числовые форматы ячеек? (общий, числовой, дата, процентный, текстовый и т.д.);
7) Какие видоизменения шрифта происходят при форматировании ячейки? (изменение стиля, начертания, размера и цвета шрифта);
8) Как произвести Заливку ячейки? (выделить ячейку, ПКМ — формат ячеек — заливка — выбрать цвет фона).
9) Какой инструмент применяется для быстрого расчета суммы смежных ячеек? (автосумма).
10) Как вы думаете, можно ли поменять ориентацию текста в ячейке? (да, во вкладке Выравнивание формата шрифта).
11) Как вы считаете, какой формат используется для отображения как текстовых, так и числовых значений? (общий формат).
3) Изучение нового материала
Ребята, как вы думаете, можно ли числовые данные таблицы для удобства представить в более наглядном виде? (ответы учащихся: да можно, для этого в Excel можно строить красочные диаграммы).
Правильно, ребята, сегодня тема нашего урока так и называется «Построение диаграмм в электронных таблицах MS EXCEL». На ваш взгляд, ребята, что вам необходимо знать при построении диаграмм? (выделение нужного диапазона ячеек, знать типы диаграмм, правильно использовать инструменты на панели программы). Молодцы, ребята, это и есть цель нашего с вами сегодняшнего урока.
Ребята, на прошлом уроке Маша, Катя, Ельхан и Саша получили задание: провести мини исследование в своем классе и отразить результат этого исследования в диаграммах. Сейчас они покажут свой результат исследования.
(учащиеся показывают презентацию).
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали, и я хочу вас поощрить стикерами-смайликами.
А сейчас, ребята, откройте тетради, сейчас я покажу вам презентацию, а вы продолжаете формирование глоссария терминов.
Показ учителем презентации «Построение диаграмм в MS Excel» (Приложение «Презентация»).
Ребята, а сейчас проведем тренинг.
Тренинг «Виртуальный подарок…»
4) Актуализация знаний учащихся (работа в группах)
Сейчас мы разделимся на группы (деление по картинкам). Ребята, сейчас я каждой группе раздам ресурсы с информацией о типах диаграмм. Внимательно изучите его в группах. Первая группа будет создавать флипчарт «Преимущества круговых диаграмм и графиков», вторая группа — флипчарт «Недостатки круговых диаграмм и графиков». После создания флипчарта, группы обмениваются своими спикерами, которые и будут защищать флипчарт этой группы. У вас на обсуждение и разработку 15 минут. Время пошло, приступаем к созданию флипчарта.
Учащиеся создают, а спикеры защищают свои флипчарты.
Вопросы спикерам:
1) Как ты думаешь, у какого типа диаграмм (кругового или графика) выше наглядность, а у какого — информативность? (у круговой диаграммы высокая наглядность, низкая информативность, а у графика высокая информативность, но низкая наглядность).
2) Как ты считаешь, почему у графиков возможность выявления процентных соотношений ниже, чем у круговых диаграмм? (потому что процентные показатели искажаются при изображении их с равномерной вертикальной шкалой).
Физминутка.
Спикеры-оценщики, в листе оценивания не забудьте зафиксировать баллы.
5) Практическая работа (в парах — деление по цифрам)
Для оценивания практической работы я выбираю помощников Артема и Сашу.
Ребята, сейчас я вам раздам практические задания. Откройте ЭТ MS Excel и создайте таблицу, постройте диаграмму двух типов (типы указаны в заданиях). У вас 10 минут на выполнение практического задания.
Задание №1.
Постройте гистограмму и еще один тип диаграммы по вашему выбору, отражающие успеваемость учащихся во 2Б классе.
Ход выполнения работы:
- Создайте в программе Microsoft Excel таблицу:
Отличники | 4 |
Ударники | 12 |
Надо подтянуться | 8 |
- Выделите таблицу.
- В меню Вставка на вкладке Диаграммы. Выберите тип (гистограмма) и вид (объёмная) диаграммы.
- По макету 1 внести в диаграмму заголовок «Успеваемость учащихся в моем классе».
- Такие же действия произвести со вторым типом диаграммы.
- Файл сохранить под своими именами на рабочем столе.
Задание №2.
Постройте точечную диаграмму и еще один тип диаграммы по вашему выбору, отражающие позитивное отношение учащихся 7Б класса к учебным предметам.
Ход выполнения работы:
- Создайте в программе Microsoft Excel таблицу:
Русский язык | 2 |
Казахский язык | 2 |
Литература | 1 |
Алгебра | 2 |
Геометрия | 1 |
Физика | 3 |
Информатика | 4 |
Биология | 2 |
География | 1 |
Физкультура | 3 |
Самопознание | 3 |
История | 2 |
- Выделите таблицу.
- В меню Вставка на вкладке Диаграммы. Выберите тип (точечная) и вид (точечная с маркерами) диаграммы.
- По макету 1 внести в диаграмму заголовок «Отношение учащихся 7Б класса к учебным предметам «.
- Такие же действия произвести со вторым типом диаграммы.
- Файл сохранить под своими именами на рабочем столе.
Задание №3.
Постройте кольцевую диаграмму и еще один тип диаграммы по вашему выбору, отражающие интересы учащихся 9В класса.
Ход выполнения работы:
- Создайте в программе Microsoft Excel таблицу:
Спорт | 3 |
Компьютерные игры | 3 |
Музыка | 3 |
Чтение | 2 |
Интернет | 4 |
Танцы | 3 |
Другие увлечения | 5 |
- Выделите таблицу.
- В меню Вставка на вкладке Диаграммы. Выберите тип (другие диаграммы →кольцевая) и вид (разрезанная кольцевая) диаграммы.
- По макету 1 внести в диаграмму заголовок «Интересы учащихся 9В класса».
- Такие же действия произвести со вторым типом диаграммы.
- Файл сохранить под своими именами на рабочем столе.
Задание №4.
Постройте линейчатую цилиндрическую диаграмму и еще один тип диаграммы по вашему выбору, отражающие нравственные ценности 11А класса.
Ход выполнения работы:
- Создайте в программе MicrosoftExcel таблицу:
Деньги | 1 |
Общение | 4 |
Семья | 2 |
Родина | 3 |
Родители | 3 |
Здоровье | 2 |
Я сам | 3 |
Родной город | 3 |
Мир, природа | 2 |
- Выделите таблицу.
- В меню Вставка на вкладке Диаграммы. Выберите тип (линейчатая) и вид (горизонтальная цилиндрическая) диаграммы.
- По макету 1 внести в диаграмму заголовок «Нравственные ценности 11А класса».
- Такие же действия произвести со вторым типом диаграммы.
- Файл сохранить под своими именами на рабочем столе.
Задание №5.
Постройте объёмную разрезанную круговую диаграмму и еще один тип диаграммы по вашему выбору, отражающие занятость учащихся 5А класса во внеурочное время.
Ход выполнения работы:
- Создайте в программе MicrosoftExcel таблицу:
Спортивные секции | 4 |
ДДТ | 3 |
Музыкальная школа | 2 |
Дворовый клуб | 5 |
Школьные кружки | 6 |
Другие кружки | 4 |
Не посещают | 2 |
- Выделите таблицу.
- В меню Вставка на вкладке Диаграммы. Выберите тип (круговая) и вид (объёмная разрезанная) диаграммы.
- По макету 1 внести в диаграмму заголовок «Занятость учащихся 5А класса во внеурочное время».
- Такие же действия произвести со вторым типом диаграммы.
- Файл сохранить под своими именами на рабочем столе.
Задание №6.
Постройте объёмную круговую диаграмму и еще один тип диаграммы по вашему выбору, отражающие возрастной состав 6А класса.
Ход выполнения работы:
- Создайте в программе MicrosoftExcel таблицу:
11 лет | 5 |
12 лет | 11 |
13 лет | 9 |
- Выделите таблицу.
- В меню Вставка на вкладке Диаграммы. Выберите тип (круговая)и вид (объёмная) диаграммы.
- По макету 1 внести в диаграмму заголовок «Возрастной состав учащихся 6А класса».
- Такие же действия произвести со вторым типом диаграммы.
- Файл сохранить под своими именами на рабочем столе.
Спикеры-оценщики оценивают работы своих одноклассников и ставят баллы в листах оценивания.
6) Подведение итогов урока.
Домашняя работа: стр. 106-113 учебника, выполнить практическую работу на стр. 109-112.
Рефлексия: рефлексивный экран.
Ученики пишут свои высказывания об уроке на стикерах, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
Ребята, спасибо большое всем за работу, отметки в журнал проставлю по листам оценивания.
Калкатова Шинар Аскаровна,
учитель информатики
ГУ «Средняя школа поселка Заводской»
г. Степногорска