«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности педагогических технологий между детским садом и школой, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
- Вспомнить основные понятия вопроса преемственности;
- Проанализировать результаты работы по преемственности в звене детский сад, школа и родители будущих первоклассников.
- Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
Участники: учителя начальной школы и воспитатели ДО.
Ход проведения:
- Тренинг «Доброе слово» (игра-разминка)
Проводится психодинамическое упражнение разминочного типа, которое даёт настрой на работу и доброжелательное общение.
-Давайте встанем в круг, я хочу передать вам доброе слово от цветочка (можно использовать любой другой символ).
Участники образуют круг. Передают друг другу цветочек и говорят комплименты.
- Круглый стол
-Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений. Вот и мы сегодня приглашаем всех участников за круглый стол.
Теоретическое обоснование вопроса преемственности между детским садом и начальным звеном школы.
Сегодня мы рассмотрим, что включает в себя понятие преемственность.
Наличие реализация преемственности детского сада и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу.
До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
К настоящему времени в системе образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
— Задание участникам круглого стола:
Что вы понимаете под понятием преемственность между детским садом и школой? (ответы участников)
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДО осуществляется на основе современных образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Технология и отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.
В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
-Задание:
Какие педагогические современные технологии вы знаете? (ответы участников)
К числу современных образовательных технологий, которые используются в работе, при осуществлении преемственности относятся:
- здоровьесберегающая технология,
- организационно-педагогическая технология,
- технология критического мышления;
- технология деятельностного метода;
- технологии проектной деятельности;
- технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая),
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио;
- игровая технология.)
—Задание:
Приведите примеры.
Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи детского сада и школы.
Преемственность — это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе.
– Задание: назовите из каких показателей, на ваш взгляд, складывается готовность детей к школе? (ответы участников)
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование у детей умения учиться.
Школьная готовность складывается из нескольких показателей:
физическая, специальная (педагогическая), психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
— Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?
Вот небольшие памятки – о том, что входит в ту или иную готовность.
Памятка
- Социально-психологическая готовность к школе:
- Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
- Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
- Интеллектуальная готовность:
- Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
- Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
- Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
- Психофизиологическая готовность:
- Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
- Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше — ниже, больше — меньше, вперед-назад, слева — справа.
- Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
— Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в детском саду и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
—Наши технологии вам продемонстрировали сегодня воспитатели на своих показательных ОУД. Теперь просим вас озвучить требованиях к развитию детей, которые мы должны знать, чтобы готовить ребят к обучению в школе.
Обобщение итогов круглого стола.
– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности между детским садом и школой?
Выдвигаются три вида преемственных связей — работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями:
Работа с детьми:
- Экскурсии в школу
- Посещение школьной библиотеки, школьного музея
- Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- Выставки рисунков и поделок;
- Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
- Совместные педагогические советы;
- Семинары, мастер-классы, круглые столы;
- Открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе;
- Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
- Совместные родительские собрания с педагогами ДО и учителями школы;
- Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
- Консультации с педагогами ДО и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
- Встречи родителей с будущими учителями;
- Дни открытых дверей;
- Творческие мастерские;
- Почтовый ящик
- Анкетирование и тестирование родителей.
Подводя итог, можно сказать, что детский сад и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между ними может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, полученное в дошкольном учреждении.
Выводы семинара: (Слайд 17)
- Несмотря на то, что тема преемственности в работе ДО и школы давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор существуют, и требуют постоянного и пристального внимания.
- Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
- Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику педагогических технологий друг друга, обязательно привлекая родителей.
Ирина Владимировна Орлова,
№21 «Росинка» бөбекжайының тәрбиешісі,
Орал қаласы, БҚО