Home » Детский сад » Преемственность педагогических технологий между детским садом и школой

Преемственность педагогических технологий между детским садом и школой

«Школьное обучение никогда не начинается с

пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л.С. Выготский

 

Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности педагогических технологий между детским садом и школой, выявить эффективные механизмы сотрудничества.

Задачи:

  1. Вспомнить основные понятия вопроса преемственности;
  2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене детский сад, школа и родители будущих первоклассников.
  3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.

Участники: учителя начальной школы и воспитатели ДО.

Ход проведения:

  1. Тренинг «Доброе слово» (игра-разминка)

Проводится психодинамическое упражнение разминочного типа, которое даёт настрой на работу и доброжелательное общение.

-Давайте встанем в круг, я хочу передать вам доброе слово от цветочка (можно использовать любой другой символ).

Участники образуют круг. Передают друг другу цветочек и говорят комплименты.

  1. Круглый стол

-Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений. Вот и мы сегодня приглашаем всех участников за круглый стол.

Теоретическое обоснование вопроса преемственности между детским садом  и начальным звеном школы.

Сегодня мы рассмотрим, что включает в себя понятие преемственность.

Наличие реализация преемственности детского сада и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу.

До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

К настоящему времени в системе образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.

— Задание участникам круглого стола:

Что вы понимаете под понятием преемственность между детским садом и школой? (ответы участников)

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДО осуществляется на основе современных образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.    Технология  и отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.

Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

-Задание:

Какие педагогические современные технологии вы знаете? (ответы участников)

К числу современных образовательных технологий, которые используются в работе, при осуществлении преемственности относятся:

  • здоровьесберегающая технология,
  • организационно-педагогическая технология,
  • технология критического мышления;
  • технология деятельностного метода;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая),
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио;
  • игровая технология.)

Задание:

Приведите примеры.

Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи детского сада и школы.

Преемственность — это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе.

– Задание: назовите из каких показателей, на ваш взгляд, складывается готовность детей к школе? (ответы участников)

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование у детей умения учиться.

Школьная готовность складывается из нескольких показателей:

физическая, специальная (педагогическая), психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.

— ЗаданиеКакая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?

Вот небольшие памятки – о том, что входит в ту или иную готовность.

Памятка

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  • Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
  • Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

  1. Интеллектуальная готовность:
  • Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  • Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

  1. Психофизиологическая готовность:
  • Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  • Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше — ниже, больше — меньше, вперед-назад, слева — справа.
  • Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

— Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в детском саду  и школе.

– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.

Наши технологии  вам продемонстрировали сегодня воспитатели на своих показательных ОУД. Теперь просим вас озвучить  требованиях к  развитию детей, которые  мы должны знать, чтобы готовить ребят к обучению в школе.

Обобщение итогов круглого стола.

– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности между детским садом и школой?

Выдвигаются три вида преемственных связей — работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями:

Работа с детьми:

  • Экскурсии в школу
  • Посещение школьной библиотеки, школьного музея
  • Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • Выставки рисунков и поделок;
  • Совместные праздники и соревнования.

Взаимодействие педагогов:

  • Совместные педагогические советы;
  • Семинары, мастер-классы, круглые столы;
  • Открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе;
  • Проведение диагностики по определению готовности к школе.

Сотрудничество с родителями:

  • Совместные родительские собрания с педагогами ДО и учителями школы;
  • Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
  • Консультации с педагогами ДО и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
  • Встречи родителей с будущими учителями;
  • Дни открытых дверей;
  • Творческие мастерские;
  • Почтовый ящик
  • Анкетирование и тестирование родителей.

Подводя итог, можно сказать, что детский сад  и начальная школа  тесно связаны между собой. Преемственность между ними  может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, полученное в дошкольном учреждении.

Выводы  семинара: (Слайд 17)

  1. Несмотря на то, что тема преемственности в работе ДО и школы давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор существуют, и требуют постоянного и пристального внимания.
  2. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
  3. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику педагогических технологий друг друга, обязательно привлекая родителей.

Ирина Владимировна Орлова,

№21 «Росинка» бөбекжайының тәрбиешісі,

Орал қаласы, БҚО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*