Работая над темой «Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность» можно сделать следующие выводы.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур.
Речевая система состоит из следующих компонентов: фонетико-фонематическая сторона речи; лексико-грамматическая сторона речи; связная речь.
Лексико-грамматический строй речи детей, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизологиических особенностей каждого ребенка.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Дидактическая игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
Проведенная работа показала, что применение специальных дидактический игр позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи. Было выявлено улучшение развития лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Процесс словообразования и умение составлять предложения стал более непринужденным и практически не вызывает затруднений. Аграмматизмов в речи стало меньше.
В содержательной детской деятельности с игровым дидактическим материалом у дошкольников наиболее интенсивно происходит воспитание самостоятельности, проявляющей в умении использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях, трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое, выполнять задание по своему).
Использование дидактических игр по специальной программе формирования лексико-грамматических средств языка позволяет достичь развития определенных навыков, речевых умений, необходимых способностей и психических функций, познания (в сфере становления собственного языка),умение учиться, запоминания речевого материала.
Шаримова Шолпан Магазовна,
школы –гимназии №75,
г. Астана