В настоящее время глобальные процессы, происходящие в обществе, в мировой политике и экономике, характеризуются такими темпами развития и такой непредсказуемостью, соответствовать которым современному человеку непросто. Ограниченность природных ресурсов становится причиной энергетического кризиса в ряде государств. Многие страны ощущают продовольственный кризис, некоторые регионы испытывают острый дефицит воды.
Все эти и многие другие факторы становятся причиной нарастающей социальной напряжённости и политической дестабилизации во всём мире. В сложившихся условиях социум предъявляет новые требования к системе образования. Поскольку обстоятельства, ставшие причиной «общественного ультиматума» носят глобальный характер, то и реформы в системе образования не могут оставаться локальными. Этот процесс за последние десятилетия приобрёл статус мировой тенденции. Образование стало важнейшей стратегией государственной политики большинства стран на пути к преодолению экономического кризиса. Не является исключением и Казахстан.
Во всём мире сегодня популярна и актуальна идея формирования в процессе обучения навыков XXI века. Наиболее приоритетными являются такие компетенции, как коммуникативная, информационная, метакогнитивная. Другими словами, современный человек должен знать несколько языков, быть продвинутым пользователем информационных ресурсов, постоянно получать новые знания из различных источников и уметь применять их в практической деятельности. В совокупности эти компетенции определяют уровень развития функциональной грамотности человека, формирование и развитие которой является приоритетной задачей современного образовании.
Современной педагогической наукой определён ряд условий для эффективного решения выявленных проблем в образовании. Научно обоснован тезис о том, что воспитание конкурентоспособной личности возможно только в условиях равноправного диалога и сотрудничества учителя с учащимися и учащихся друг с другом. Методически грамотная организация на уроке игровой деятельности является одним из оптимальных вариантов такого сотрудничества.
Значение игровой деятельности на современном уроке нельзя переоценить ещё и потому, что сегодняшние школьники перегружены информационно как учебной программой, так и телевидением, радио, Интернетом. При этом зачастую огромный поток информации воспринимается школьниками пассивно. В этих условиях роль учителя определяется необходимостью создания условий для развития навыков самостоятельного анализа и синтеза информации. Организация игровой деятельности на уроке стимулирует учащихся не просто воспроизводить имеющиеся знания, а использовать их в нестандартной ситуации, что как нельзя лучше способствует развитию функциональной грамотности.
Организаторы исследования PISA определяют функциональную грамотность как «способность человека понимать и использовать информацию, размышлять о ней и заниматься образованием для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с данными критериями уровень функциональной грамотности казахстанских школьников по результатам последнего исследования PISA один из самых низких в мире.
Собранными и проанализированными данными подтверждено, что учащиеся средней школы посёлка Заводской в этой позиции не выделяются из общего контекста.
Профессиональная проблема казахстанских педагогов заключается в том, что большинство учителей связывают затруднения в достижении высоких результатов профессиональной деятельности с неумением активизировать учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации, не способных и не желающих самостоятельно добывать знания.
Противоречие современного образования заключается в несоответствии уровня функциональной грамотности выпускников школ тем требованиям, которые предъявляет общество.
Игровая деятельность может применяться учителем на уроке в различных случаях. Урок может быть целиком выстроен в формате игры. Такой подход актуален на уроках повторения и обобщения больших тем или разделов. Элементы технологии применяются также на отдельных этапах урока (усвоения новых знаний, закрепления изученного материала, контроля), особенно широкими возможностями игровая технология характеризуется во внеклассной работе (предметные декады, конкурсы, турниры).
Включая игру в урок, нельзя забывать, что дидактическая игра отличается от игры обычной, так как в ней должна быть чётко сформулирована обучающая цель и обозначен результат, как критерий успешности урока.
Обязательно должна учитываться структура игровой деятельности, а уроки планируются с учётом всех её этапов.
На первом этапе осуществляется выбор темы урока с применением игровой технологии. Одновременно соотносятся правила выбранной игры и материал урока, планируется его результат, как конечная цель применения игровой стратегии.
На следующем этапе осуществляется непосредственная подготовка к учебной игре: разрабатывается сценарий, подготавливается необходимый инструктаж, дидактические раздаточные материалы (таблицы, схемы, кроссворды и т.п.); учитывается ресурсное обеспечение (наличие специального оборудования). Желательно также заранее сформировать команды и распределить роли участников игры. Если игра носит деловой характер, то данный этап предполагает также предварительную подготовку участников (формирование кейсов команд), что и является важнейшей обучающей ценностью таких игр.
Важнейшее значение имеет обеспечение ещё до начала урока особой атмосферы игры, которая зависит от оформления кабинета, расстановки мебели, такого важного элемента игры, как настроение, которое помогают создать музыкальные и видеоматериалы.
Этап введения в игру предполагает обсуждение правил игры с её участниками. Он особенно важен для игр, в которых принимает участие не весь класс, а отдельные ученики, которые соревнуются в умении применять полученные знания, демонстрируя свой исторический кругозор. Большая часть учебной группы при этом выступает в качестве активных зрителей. Активность большинства проявляется в оценке соблюдения правил, анализе ответов участников: внесении дополнений, исправлении ошибок.
Чтобы выбрать участников, можно организовать отборочный тур в формате блиц-викторины. Те ученики, которые дадут наибольшее количество правильных ответов на вопросы викторины, и будут принимать непосредственное участие в игре. Вторым вариантом выбора игроков может быть жребий для всех желающих.
Этап проведения — собственно игра, в которой тренируются актуальные навыки, развиваются интеллектуальные и творческие способности, активизируется познавательная деятельность.
Для учащихся важное значение имеет также этап подведения итогов, в ходе которого осуществляется формативное оценивание, организуется рефлексия, определяется результат игры как с дидактической точки зрения, так и с воспитательной. Активными участниками данного этапа являются прежде всего сами игроки, но с целью объективной оценки результатов лучше предоставить слово экспертам. Итог урока, конечно, подводится учителем, который лучше видит и чувствует эмоциональную атмосферу в целом и настроение отдельных учащихся.
Таким образом, в композиции игры определяются следующие этапы: идея игры (цель, критерии успешности, исторический материал, на котором организуется игра), детальная разработка конкретных правил, игровое взаимодействие, конечный результат и его анализ.
Чем же определяется результативность применения игровой технологии? Прежде всего, эффективность её использования диагностируется динамикой изменения уровней интеллектуального, нравственного опыта участников, а также уровнем опыта общения. Диагностику перечисленных показателей поможет осуществить школьный психолог, который фиксирует их на входе и после применения технологии на определённом отрезке времени. Практика показывает, что в большинстве случаев разница показателей подтверждает их положительную динамику.
В совокупности диагностируемые показатели определяют сформированность ментального опыта учащихся, который обуславливает эффективность развития функциональной грамотности.
Бурчиц Наталья Владимировна,
учитель истории
и общественных дисциплин первой квалификационной категории
средней школы п. Заводского
г. Степногорска,
Акмолинской области