Политические, экономические, социальные перемены переживаемые республикой Казахстан, предъявляют высокие и жёсткие требования к обучению и воспитанию во всех типах учебных учреждений. Как и в других странах мира, в нашей стране приоритетными становятся образовательные ориентиры на то, чтобы формировать конкурентоспособную личность, готовую не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
Глобализация экономики, бурное развитие информационных и коммуникационных технологий потребовали уделить пристальное внимание развитию умений работать в сотрудничестве с людьми разных позиций, взглядов, интересов. Школа также требует преобразований в образовательном процессе. Каким образом надо обучать, чтобы дети сами ставили вопросы и задачи, совершали открытия и порождали знания?
Обновление содержания образования подразумевает использование в процессе обучения интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — способность взаимодействовать в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Обновление образования требует от учителя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик, т.е. приоритет в работе учителя отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Занятия организуются таким образом, чтобы практически все ученики оказывались вовлеченными в процесс обучения, имели бы возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чем думают. Особенность этих методов – высокий уровень активности учащихся, их эмоциональное, духовное единение. По сравнению с традиционными методами ведения уроков, в обновленном содержании образования меняется взаимодействие учителя и ученика: активность учителя уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе такого обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры.
Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Ученик становится полноправным участником учебного процесса. Учитель не даёт готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию координатора в работе. Интерактивные методы работы на уроке пробуждают у обучающихся интерес, поощряют активное участие каждого на уроке, учитывают потребности каждого ученика, способствуют эффективному усвоению учебного материала, осуществляют обратную связь, формируют жизненные навыки.
Обучение с использованием активных методов обучения предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Интерактивные методы обучения позволяют повысить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний на уроках. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и использования знаний. Если интерактивные методы применяются систематически, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение, поскольку формативное оценивание не влечет за собой негативной оценки.
Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых, что побуждает их к последующей поисковой активности, процесс обучения становится более осмысленным; способствует мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать.
Существует достаточно большое количество интерактивных форм обучения. Можно выделить такие методы как «Аквариум», «Броуновское движение», «Дерево решений», «Карусель»; «Мозговой штурм» и др. Все они направлены не только на то, чтобы передать определенную сумму знаний, но и развитию коммуникативных умений и навыков, приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Формированию компетенций способствует и защита презентаций. Сущность состоит в том, чтобы с помощью специальных средств донести до сознания слушающего важную и необходимую информацию, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Учащиеся таким образом готовятся к публичным выступлениям, учатся ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации. Интерактивные технологии тесно связаны с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием Интернет-ресурсов, электронными учебниками, справочниками, электронными тетрадями, работой в режиме он-лайн и т.д.
Таким образом, при использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется: регулирует процесс обучения, готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации. Использование интерактивных методов обучения позволяют приобрести: опыт активного освоения содержания материала, развитие навыков взаимодействия в группах, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
- Панина Т. С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения.—М.: Академия, 2008
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011
Жаналина Лаула Еркеновна
Старший преподаватель
ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области