Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения. Целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развивать музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, эмоциями показывать настроение песни.
Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаясь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
«Запоют дети – запоет народ», — писал К.Д.Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Выходя на сцену, ребенок очень волнуется. Главная задача педагога настроить на позитив, придать уверенности малышу, что у него все получится!
Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления? Секрет прост: найти взглядом тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Это прежде всего родители – самые благодарные слушатели, которые радуются маленьким, но в то же время грандиозным победам своего чада.
Несколько минут – и весь зал у твоих ног! Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза тех людей, которые вам дороги. В них вы найдете отклик». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей. Говорят, что солнце светит только счастливым. Но оно также беспрестанно светит и тем, кто что-то недоделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Так пусть же наши маленькие артисты не боятся идти вперед, покоряя вершины песенного мастерства!
Когда меня спрашивают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю детям получать удовольствие на сцене!»
Ребенок-дошкольник – это «пластичный» кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Лучано Паваротти, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.
Мухаметжанова Жанна Кудмановна,
№ 24 я/с «Айналайын» г. Астана