Home » Гуманитарный цикл » Приставочно-суффиксальный способ образования слов

Приставочно-суффиксальный способ образования слов

 Цель урока:

познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов;

формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, отработать навыки выделения морфем;
развивать умение графически показывать образование слов;
воспитывать интерес к изучению русского языка,

умение оценивать свою деятельность ;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: экран, компьютер, презентация, карточки
Ход урока:
1. Организационный момент
Сообщение цели и темы урока

Девиз урока: ПОМНИТЕ, НЕ ПЕРОМ ПИШУТ, А УМОМ!!!

  1. Банк информации о знаниях учащихся: орфографическая разминка(слайд )

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы.

Правописание приставок при- и пре- и приставок, которые оканчиваются  на -з и –с

1-Ра..колоть, 2-ра..громить, 3-ра..бить, 4-ра..сказать, 5-ра..швырять, 6-ра..грести, 7-ра..делать, 8-ра..пилить, 9-пр..брежный, 10-пр..рвали, 11-пр..сесть, 12-пр..градить, 13-пр..стегнуть,  14-пр…открыть, 15-пр..милый.

 Актуализация знаний
Блиц -опрос:

-Какие вы знаете морфемы или части слова?
-Как называется главная значимая часть слова?

-Как называется изменяемая часть слова?
-Что не входит в основу слова?
— Что такое суффикс, приставка?

Игра по группам «Составь слова»
На карточках разного цвета записаны корни слов, учащимся предлагается составить за 3 минуты слова.
-синего цвета с корнями: -ход,-сад-, -бел-, дел-;
-красного цвета с приставками: с-, за-, под-, вы-;
-зеленого цвета с суффиксами:-ов-,-ик-, -ок-, -а-,-и-;
-желтого цвета с окончаниями: -ой, -а, -ый, -ть, нулевое окончание.
Знайте все, что части слова
Вам всегда служить готовы.

Объяснение нового материала.

— Вы уже знаете, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы новые слова. Сегодня мы с вами продолжаем двигаться в этом направлении.

1 Фронтальный опрос

— Какие морфемы служат для образования новых слов?
— Какие способы образования новых слов вы знаете? (слайд)

волк + онок    =    волчонок

                  ^

  зима + н         =     зимний

 

Добрый + пре = предобрый

                         ¬

  бежать + с   = сбежать

  1. Решение проблемной ситуации (слайд) Кто из детей прав?

Способ образования этих слов приставочно-суффиксальный.

   ¬                          ^
Под + окно +  ник = подоконник

¬                    ^
без + дно + н = бездонный

Формирование умений и навыков.

  1. Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов:Радостный, раскрасить, подорожник, безбилетник, подберезовик.
  2. Минутка отдыха.

У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.

 

– Я только немножко откуснул от пирожка.

– Червячное яблоко.

– Пугательные сказки.

– Сверкастенький камушек.

— Смотри, какая жукашечка ползет!

Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила:
– Всколькером?

 

– Ты же пил чай.
– Да не пил я. Я только пивнул капельку.

 

— Зубовный врач.

  1. Самостоятельная работа (самопроверка)Слайд

Задание: (слайд) Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
Пришкольный, малышка, переносица, безрезультатный, списать, подосиновик,  бессовестный, домик, подснежник, уехать.

Проверим!
Переносица, безрезультатный, подосиновик, бессовестный, подснежник.

Рефлексия. Оценить с помощью смайликов свою работу на уроке и то, как ты понял новый материал.

Оценивание.

Д.З. Разноуровневое задание Упр 169 стр 82 + карточки
Творческое задание: сочинить сказку о том, как образуются слова.

 

Самоанализ урока русского языка в 6 «а» классе

Дата проведения: 21 ноября 2017года

Характеристика класса: в классе на сегодняшний день 14 человек.  На конец 1-ой четверти – 15. Выбыл Жанай Жанияз. Поэтому по итогам 1-ой четверти: учащихся на «3» — 5 человек, на «4» и «5» — 7 человек, на «5» — 3 человека. Качество знаний составило – 66% .

Тема урока«Приставочно-суффиксальный способ образования слов».

Дидактическая цель: познакомить с приставочно-суффиксальным способом образования слов.

Задачи:

  • добиться усвоения учащимися знаний по данной теме;
  • обобщить сведения о морфемах;
  • развивать умение графически показывать, как образовано слово,

 Методы обучения, использованные на уроке:

частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский метод.

Частично-поисковый, потому что учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные знания. Познавательная деятельность носила и самостоятельный, и творческий характер.

Структура урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка имеющихся знаний с помощью вводного контроля, называю его банк информации о знаниях учащихся
  • Изучение нового материала с помощью создания проблемной ситуации
  • Формирование умений и навыков.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: беседа, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка. Для отработки навыка морфемного и словообразовательного анализа использовались индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в группах и парах.

С целью экономии времени самостоятельная работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе.

На данном занятии использовались технологии:

технологии коллективного сотрудничества

технологии личностно-ориентированного образования

здоровьесберегающая

компьютерная технология (презентация).

Домашнее задание носило дифференцированный характер. Было предложено три вида заданий: написать сочинение-миниатюру, выполнить упражнение по учебнику и индивидуальные разноуровневые карточки.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

Оценки учащимся объявлены.

Приём подведения итогов урока – рефлексия: подтвердить способность учащихся анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

 

Кужумова Умут Айтпайқызы

Сафуан Шаймерденов атындағы қалалық

классикалық гимназияның

орыс тілі мен әдебеиеті мұғалімі,

  Петропавл қаласы, СҚО

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*