Цель урока:
познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов;
формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, отработать навыки выделения морфем;
развивать умение графически показывать образование слов;
воспитывать интерес к изучению русского языка,
умение оценивать свою деятельность ;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: экран, компьютер, презентация, карточки
Ход урока:
1. Организационный момент
Сообщение цели и темы урока
Девиз урока: ПОМНИТЕ, НЕ ПЕРОМ ПИШУТ, А УМОМ!!!
- Банк информации о знаниях учащихся: орфографическая разминка(слайд )
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы.
Правописание приставок при- и пре- и приставок, которые оканчиваются на -з и –с
1-Ра..колоть, 2-ра..громить, 3-ра..бить, 4-ра..сказать, 5-ра..швырять, 6-ра..грести, 7-ра..делать, 8-ра..пилить, 9-пр..брежный, 10-пр..рвали, 11-пр..сесть, 12-пр..градить, 13-пр..стегнуть, 14-пр…открыть, 15-пр..милый.
Актуализация знаний
Блиц -опрос:
-Какие вы знаете морфемы или части слова?
-Как называется главная значимая часть слова?
-Как называется изменяемая часть слова?
-Что не входит в основу слова?
— Что такое суффикс, приставка?
Игра по группам «Составь слова»
На карточках разного цвета записаны корни слов, учащимся предлагается составить за 3 минуты слова.
-синего цвета с корнями: -ход,-сад-, -бел-, дел-;
-красного цвета с приставками: с-, за-, под-, вы-;
-зеленого цвета с суффиксами:-ов-,-ик-, -ок-, -а-,-и-;
-желтого цвета с окончаниями: -ой, -а, -ый, -ть, нулевое окончание.
Знайте все, что части слова
Вам всегда служить готовы.
Объяснение нового материала.
— Вы уже знаете, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы новые слова. Сегодня мы с вами продолжаем двигаться в этом направлении.
1 Фронтальный опрос
— Какие морфемы служат для образования новых слов?
— Какие способы образования новых слов вы знаете? (слайд)
волк + онок = волчонок
^
зима + н = зимний
Добрый + пре = предобрый
¬
бежать + с = сбежать
- Решение проблемной ситуации (слайд) Кто из детей прав?
Способ образования этих слов приставочно-суффиксальный.
¬ ^
Под + окно + ник = подоконник
¬ ^
без + дно + н = бездонный
Формирование умений и навыков.
- Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов:Радостный, раскрасить, подорожник, безбилетник, подберезовик.
- Минутка отдыха.
У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: укажите ошибки в образовании производных слов.
– Я только немножко откуснул от пирожка.
– Червячное яблоко.
– Пугательные сказки.
– Сверкастенький камушек.
— Смотри, какая жукашечка ползет!
Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила:
– Всколькером?
– Ты же пил чай.
– Да не пил я. Я только пивнул капельку.
— Зубовный врач.
- Самостоятельная работа (самопроверка). Слайд
Задание: (слайд) Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
Пришкольный, малышка, переносица, безрезультатный, списать, подосиновик, бессовестный, домик, подснежник, уехать.
Проверим!
Переносица, безрезультатный, подосиновик, бессовестный, подснежник.
Рефлексия. Оценить с помощью смайликов свою работу на уроке и то, как ты понял новый материал.
Оценивание.
Д.З. Разноуровневое задание Упр 169 стр 82 + карточки
Творческое задание: сочинить сказку о том, как образуются слова.
Самоанализ урока русского языка в 6 «а» классе
Дата проведения: 21 ноября 2017года
Характеристика класса: в классе на сегодняшний день 14 человек. На конец 1-ой четверти – 15. Выбыл Жанай Жанияз. Поэтому по итогам 1-ой четверти: учащихся на «3» — 5 человек, на «4» и «5» — 7 человек, на «5» — 3 человека. Качество знаний составило – 66% .
Тема урока: «Приставочно-суффиксальный способ образования слов».
Дидактическая цель: познакомить с приставочно-суффиксальным способом образования слов.
Задачи:
- добиться усвоения учащимися знаний по данной теме;
- обобщить сведения о морфемах;
- развивать умение графически показывать, как образовано слово,
Методы обучения, использованные на уроке:
частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский метод.
Частично-поисковый, потому что учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные знания. Познавательная деятельность носила и самостоятельный, и творческий характер.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка имеющихся знаний с помощью вводного контроля, называю его банк информации о знаниях учащихся
- Изучение нового материала с помощью создания проблемной ситуации
- Формирование умений и навыков.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: беседа, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка. Для отработки навыка морфемного и словообразовательного анализа использовались индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в группах и парах.
С целью экономии времени самостоятельная работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе.
На данном занятии использовались технологии:
технологии коллективного сотрудничества
технологии личностно-ориентированного образования
здоровьесберегающая
компьютерная технология (презентация).
Домашнее задание носило дифференцированный характер. Было предложено три вида заданий: написать сочинение-миниатюру, выполнить упражнение по учебнику и индивидуальные разноуровневые карточки.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
Оценки учащимся объявлены.
Приём подведения итогов урока – рефлексия: подтвердить способность учащихся анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Кужумова Умут Айтпайқызы
Сафуан Шаймерденов атындағы қалалық
классикалық гимназияның
орыс тілі мен әдебеиеті мұғалімі,
Петропавл қаласы, СҚО