Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации казахстанского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Компетенция — общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция — это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. «Одна из важнейших задач учителя — включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности».
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к обновленному содержанию образования, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Проектная деятельность учащихся — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект — это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Учебно-познавательный проект — это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
№ | Название этапа | Деятельность учащихся и учителя |
1. | Планирование работы | -изучение текста художественного произведения, исторических документов; -выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта); -обсуждение возникших идей; -планирование объема работы. |
Содержание проекта — это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления. | ||
2. | Аналитический этап | -формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, другой вид творческой деятельности); -собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы); -обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами). |
3. | Этап обобщения | -аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов); — подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету; -оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, другие виды творческих работ). |
Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу. Проектная работа на уроках литературы, истории, МХК — это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме. | ||
3. | Презентация полученных результатов | -осмысление полученных данных и способов достижения результата; -презентация проекта (представление итогов работы на уроке, на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции). |
Презентация результатов различна. Это зависит от замысла учителя и возможностей школьников. | ||
4. | Рефлексия | -подведение итогов, создание ситуации успеха. |
Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов — это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе
Классификация проектов.
Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.
Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:
по участию в разработке | ||
индивидуальные (рассчитаны на сильного ученика) | парные | групповые (дети учатся сообща решать сложные вопросы, делить обязанности, учатся руководить и подчиняться) |
по времени исполнения | ||
мини-проекты (укладываются в рамки одного урока) | краткосрочные | долгосрочные (выполняются во внеурочное время, могут быть рассчитаны на несколько лет) |
по комплексности | |
монопроекты (реализуются в рамках одного учебного предмета «Литература») | межпредметные (выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания: «История», «Литература», «МХК») |
по характеру координации проекта: | |
-проекты со скрытой координацией (учитель выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта) | -проекты с открытой явной координацией (учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности) |
по доминирующей деятельности учащихся: |
-исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей, обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию); |
-коммуникационные проекты (при их реализации происходит сбор информации о каком-либо объекте, их анализ и собственные выводы); |
творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных литературных произведений) |
игровые проекты (это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, заседание редакционной коллегии журнала на уроке литературы с целью выпуска сборника стихотворений поэтов «серебряного» века) |
практико-ориентированные проекты (их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: организация выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера) |
Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:
- помощь в определении школьником замысла проектной деятельности;
- консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с текстом;
- внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;
- поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
- участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.
В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.
Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.
Список использованной литературы:
- Сборник материалов по реализации ГОСО РК, — А, 2016
- Полат Е. С. Метод проектов. М., 2016.
- Еремеева Р.Л. Проектная работа учащихся, 2017.
Ш. Тойганбекова,
зав.каф. «УиКО»