Home » Математика » Профессиональное развитие учителя – основа обновления системы образования

Профессиональное развитие учителя – основа обновления системы образования

Учителям ежедневно приходится принимать сложные и важные решения, которые требуют наличия знаний во многих сферах, различного рода суждений и нацелены на решение вопросов: Чему каждый ученик должен научиться? и Каковы его достижения в перспективе?

Учителям необходимо понимать, что существует множество способов для реализации обучения учащихся в контексте их развития, в процессе обучения необходимо распознавать и учитывать множество влияющих факторов: язык и культура, характер и нравы, интересы и подходы в обучении, и многое другое. Помимо знаний в области преподавания и предметного обучения, учителям необходима системная работа над получением дополнительной информации, позволяющей им сделать более обоснованными выводы о том, что происходит в его классе ежедневно и какие стратегии необходимо предпринимать. Таким образом, для оправдания ожиданий в результатах подготовки обучающихся к меняющему миру, необходимы соответствующие изменения в подготовке учителей, которые позволят им не ограничиваться рамками образовательной программы, актуализируя три важных вопроса в определении готовности учителей к меняющемуся миру:

  • Какие виды знаний потребуются компетентным учителям, чтобы стать экспертами в своей профессиональной области, в учебном процессе и в развитии своих учеников?
  • Какие навыки необходимы учителям для обеспечения эффективности учебного опыта разных учеников, предоставления обратной связи в отношении имеющихся мыслей учеников, критического оценивания и улучшения своей собственной преподавательской практики?
  • Какие профессиональные обязанности необходимы учителям для оказания помощи каждому ребенку в достижении успеха и для продолжения развития своих собственных знаний и навыков и как личности, и как члена профессионального коллектива (Bransford, Darling-Hammond, & Le Page, 2005).

Перечисленные вопросы сложны, поскольку для определения того, что должны знать и уметь компетентные учителя, не существует единственно верного ответа, как и нет единственно правильного способа поведения учителя. Поэтому, в рамках обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан потребность в совершенствовании практики преподавания учителей приобретает большую актуальность. В связи с этим предусмотрено использование потенциала учителей, прошедших повышение квалификации по уровневым программам повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, т.е. школьные тренеры.

Цель программы: оказание поддержки коллегам и обмена своими лучшими практиками.

Задачи программы:

1) Совершенствовать у учителей навыки: планирования процесса преподавания; вовлечения учащихся в процесс обучения; использовать ИКТ в процессе преподавания; развития у учащихся навыков критического мышления; эффективного системного оценивания учащихся; рефлексия собственного процесса преподавания.

2) подготовить учителей (не сертифицированных) к постоянному профессиональному развитию.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Усовершенствованные навыки у учителей
  • Готовность учителей к постоянному профессиональному развитию

В ходе обучения слушатели изучают и обсуждают с коллегами педагогические методы, подходы и формы работы, совершенствующие практику преподавания. Практическая реализация характеризуется возможностью планирования и проведения уроков с использованием изученных методов, подходов и получением конструктивной обратной связи. В целях установления и возможности повышения уровня понимания содержания Программы предусмотрено осуществление школьными тренерами само- и взаиморефлексии. В рамках данной программы учителя рассмотрят следующие основные вопросы: диалогическое преподавание; метапознание; мотивация ученика; обучению критическому мышлению; оценивание для обучения; использование ИКТ в преподавании и учении.

Учебный план профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике» состоит из 100 часов.

Алгоритм курсов:

1.Приказ директора на 2016-2017 учебный год слушателей курса (учителя, не имеющие сертификата прохождения уровневых курсов) программы «Рефлексия в практике».

2.Время проведения курсов 1 раз  в неделю. Одно занятие 4 часа (астрономических, один астрономический час -45 минут).

  1. Вести журнал учета слушателей.
  2. Составить базу данных слушателей.

5.Оказывать методическую помощь своим коллегам.

  1. По итогам пишется рефлексивный отчет.

На данных курсах по Программе были учителя с разным опытом, знаниями и мотивацией к обучению. Знакомство со слушателями дает  возможность в процессе преподавания на более высоком уровне корректировать ход курсов с учетом их потребностей. Также я должна спланировать, как сгруппировать и рассадить слушателей, чтобы они учились друг у друга. Перед тем как начать свои уроки я провела анкетирование среди слушателей определение стилей обучения учителя по циклу Д. Колба. Выделили следующие стили: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики». Каждому из их представителей присущи свои сильные и слабые стороны, особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Для определения индивидуальных особенностей и  стиля обучения. Из 26 учителей я выявила «активисты»-2=8%, «мыслители»-12=46%, «теоретики» -7=27%, «прагматики»-2=8%, «активисты»+ «теоретики»-1=4%,«мыслители»+ «теоретики»-2=8%.

При планировании процесса мне необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Поэтому я  должна стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, в совокупности составляющих цикл от практики до практики. Также нужно включать в программу задания и применять методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые.

Мотивационные подходы в обучении

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированный  мотивами учения — это основной показатель в работе над этой проблемой. Основные методы мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

I.Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, свободный выбор задания.

Метод Тимбилдинг «Человек к человеку» Упражнение на активизацию внимания

II.Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III.Волевые: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

IV.Социальные: развитие желание быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Постановка задач и вовлеченность всех учителей в процесс работы

Все подходы обращают внимание на активность учителя, конструктивное приведение деятельности в соответствии с желаемыми результатами, важность ответной реакции, возможность  консолидации (практики) и интеграции.

Я всегда выбираю такой стиль общения с учителями, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению.

МОНИТОРИНГ, ОЦЕНИВАНИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

В своем исследовании в качестве рабочего  определения я использовала следующее понятие «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых педагогических сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. В нашей школе проведя анкетирование среди учителей я поставила задачу узнать факторы, препятствующие активному участию педагогов в деятельности педагогических сообществ. Было опрошено 20 педагогов в возрасте от 23 до 55 лет с разным педагогическим стажем и уровнем квалификации, преподающих различные предметы школьного курса.

ИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КУРСА

В ходе обучения слушателей по Программе, я также была в качестве эксперта, помогающего решать проблемы, возникающие в преподавании, и тренера, ведущего курс. Так как от тренера требуется высокопрофессиональное поведение и самообладание. Необходимо: соблюдать единство стандартов и учебных курсов, уважительно относиться ко всем коллегам и учителям, контролировать график уроков, проводить уроки соответственно высшим стандартам образования, в ходе курса предоставлять  оценку слушателя и своевременную обратную связь. Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению. В числе задействованных  педагогических механизмов можно выделить следующие: понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни; систематическое развитие мышления; исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования; эмоциально-положительного отношения к обучению как к увлекательному процессу, способу самосознания; грамотного владения речью, вычислением и наличие пространственного мышления; высокая компетентность в области цифровых технологий.

В заключении хочу сказать, мои слушатели поняли, что ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие: понимание детьми процесса обучения понимание того, чему обучать; представление о том, как структурировать учебный процесс, и как оценить результативность обучения. И, конечно, надо взять на заметку тезисы. Путем использования методов оценивания для обучения учителя будут помогать ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение посредством обратной связи относительно успешно выбранных стратегий в достижении поставленных целей. Когда обучающиеся получают такие знания и способности, и это становится для них привычной философией, тогда их успеваемость повышается. Если учителя смогут так разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективно. Успешность дальнейшего обучения зависит от фундамента, который закладывается на уроках в школе. Проводя работу в группах, ученики стремились думать, размышлять, принимать решение, делать выводы, выражать собственное мнение, уважать мнение  других. Лишь на основе взаимодействия с другими, когда человек старается понять мысли и действия другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается в состоянии рефлексивно отнестись и к самому себе. (Бизяева А.А. Психология думающего учителя).

Наша общая цель обучить самых умных, высокообразованных детей БУДУЩЕГО!

Абдреимова Ляззат Сергеевна,

учитель математики высшей категории,

I продвинутый уровень,

школьный тренер «Рефлексия в практике»

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*