В сфере образования, в условиях обновления его содержания обеспечивать связь между наукой и практикой возлагается на применении психологических знаний для решения реальных образовательных и жизненных ситуаций всех участников образовательного процесса. Такими ситуациями, в первую очередь, являются проблемы эффективного обучения и воспитания.
Обучение — педагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение) и деятельность ученика (изучение).
Результатами обучения являются получение общего образования, формирование у учеников научного мировоззрения, подготовка их к жизни. Учитель не только должен иметь глубокие знания по правильной научной организации учебного процесса, но и должен знать общие психологические закономерности процесса обучения и усвоения знаний, формировать навыки и умения, развивать мысль.
Успешное решение воспитательных задач в воспитании требует знать психологические закономерности процесса формирования личности, возрастные особенности детей, индивидуальные, волевые и эмоциональные критерии психологического развития, особенности познавательной и умственной деятельности.
В своей практике я часто сталкивалась с проблемами непонимания внутреннего мира конкретного учащегося. В педагогической практике психологический диагноз характеризует систему взаимосвязи между параметрами психической системы учащегося и особенностями его поведения в процессе учебной деятельности. Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности. Психология считает, что психологические особенности личности есть продукт среды, обучения и воспитания. Они абсолютно со стороны, извне закладываются в сознание человека, под влиянием среды, обучения и воспитания происходит их формирование в онтогенезе.
Как талант и способности, своеобразие темперамента и памяти, особенности характера, так и нервная система наследственность и среда имеют важное значение.
Если психологические особенности человека во многом играют управляющую роль в его формировании развитии, то решающую функцию выполняет социальное воспитание человека, условие его проживания, его обучение и воспитание. Специальную роль в психологическом развитии играет обучение и воспитание как «процесс воздействия, отвечающий требованиям общества, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее поколение по пути к сознательной цели».
В педагогической практике существует ряд задач, решение которых напрямую связано не только с индивидуальными особенностями, но и с возрастными аспектами психического развития. На каждом этапе развития учащегося и его личности существуют свои приоритетные направления, свои сенситивные периоды для формирования психологических новообразований, многие из которых играют важную роль в эффективности обучения и воспитания школьника.
В результате этого у личности появляются те или иные качества. При учебно-воспитательной работе учтывание определённых душевных особенностей ребёнка даёт учителю возможность пользоваться такими педагогическими методами и средствами, которые соответствуют возрастным требованиям и возможностям ребёнка. Здесь, обязательна, надо учесть индивидуальные различия детей, уровень умственного развития, особенности психологической деятельности. Умственное развитие характеризуется тем, что отражает в детском сознании и как происходит это отражение.
Очень важное значение имеет создание у учеников мастерства систематизировать и обобщать получение по предмету знаний, умение самостоятельно работать с разными литературными источниками, сравнение фактов, полученных из разных пособий, по одному или другому вопросу. У детей младшего школьного возраста физическое психологическое развитие отличается своей особенностью. Именно в этом возрасте развитие научно-творческих способностей является важным, по данному вопросу посвящён ряд работ психологов.
Успешная реализация обновленного содержания в образовании возможна только через интеграцию психологических и педагогических знаний, позволяющих создать систему изучения ребенка как развивающуюся личность. Именно система сохранения психологического здоровья ребенка и одновременно обеспечение оптимально-приемлемых благоприятных условий обучения составляет стратегически важную линию развития личности в течении всего процесса обучения.
Ашимова Мухаббат Абляхатовна,
учитель начальных классов,
Коммунальное Государственное Учреждение
«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы