Home » статьи » ПУЛЬС ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПУЛЬС ТОЛЕРАНТНОСТИ

   («Я обращаюсь с требованием веры и с просьбой о любви»)

                                                     К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,

                                                              Чужие и свои?! –

                                                              Я обращаюсь с требованием веры

                                                              И с просьбой о любви.

                                                                                                               Марина Цветаева «Уж сколько их…». [1]

        Осенний пейзаж, свежее холодное дыхание ветра. Небо, даже пасмурное, необъятно в своем величии. На пороге степные морозы и метели. Но еще и таинственная осень не ушла в свои пределы. Декабрь – это перекресток ранней зимы и поздней осени, их прикосновение, встреча и прощание одновременно. Наверное, потому что я думаю о толерантности, пишу об этом эссе, мне кажется, что природа символически напоминает принципы толерантности – единство разностей. Необычна энергетика первого месяца зимы. Пусть дует желтоксан — девяносто ветров. Все равно это прекрасное явление — многообразие и красота мира природы. Ее космический разум насыщает жизнь человечества мудрыми и вечными законами мироздания. Общность природы и человека, единство и поиски родства среди людей — это и есть, на мой взгляд, толерантность.

Толерантность, я думаю, живет столько, сколько существует разум и сложный мир взаимоотношений между людьми, народами, сообществами, группами и государствами. Только на само понятие

«толерантность» не акцентировали внимания, не придавали большого значения, не пытались толковать. Считаю, что толерантность — древнее, вечно живое явление в общественной, культурной, экономической и научной среде. Тому подтверждение — стихи Олжаса Сулейменова Андрею Вознесенскому:

Я тебе не позавидую,

Не позавидуешь мне.

Ты не пытайся понять нашу странную речь.

Нас разлучают пространства культур и эпох…

Это кажется мне: Аз и Я – Азия…

Мы кочуем навстречу себе,

Узнаваясь в другом. [2]

Философы, поэты и мудрецы обращали, конечно, внимание на особые неординарные взаимоотношения, основанные на терпимости, стремлении и способности к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживающихся общепринятых мнений. Хотя, надо признать, толерантность – трудное и редкое достижение в истории человечества. История цивилизации полна скорее примерами нетерпимости и жестокого подавления чуждого мнения. И все же, я уверена, существовали оазисы компромисса биологического, культурного, политического и религиозного различия. Пример тому история воссоединения России и Казахстана. Надо было иметь такое толерантное мышление, такую мудрую гибкость политики, тонкий дипломатизм! Во все времена существовали люди, которые хотели изменить мир к лучшему!

После инициирования Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым открытия Ассамблеи народа Казахстана условия для толерантного мира в нашей стране еще более улучшились.

Феномен того, что народы, разделенные и пережившие депортацию, сохранили свою культуру и язык, таится в толерантности казахстанского народа.  В этом я убедилась давно и навсегда, слушая рассказы односельчан старшего поколения немецкой и чеченской национальности. В военную пору, в голод и холод казахи, русские, чеченцы и немцы   читали свои молитвы, говорили на своем языке, но работали вместе, ели из одного котла, растили детей и выжили, благодаря уважению к культурному и религиозному плюрализму. А женщина чеченка, выкормившая своей грудью ребенка – казаха, у которого умерла мать, назвала его Исмаил. Лично знаю этого человека как доброго и порядочного. Он вырастил хорошего сына и назвал его Исмагул. Чеченское имя и добрая память не позволят поколениям этой семьи нетерпимо относиться к людям другой национальности, быть неблагодарными и неотзывчивыми к людям. Все эти люди и понятия не имели о толерантности, но жили и трудились по ее принципам добродетельности.

Декларация принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году открыла возможность понимания и осмысления сути толерантности. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира дарит Гармонию, достижение Мира.

Лев Толстой в своем гениальном романе «Война и мир» говорил о том, что необходима замена культуры войны и зла во всех ее проявлениях, батальных и семейных, культурой мира и добра. А опасность и вероломство Наполеона были в том, что русский народ, говорящий на французском языке, уважающий культуру и революцию Франции, он хотел заставить молиться в католических храмах. Вот уж антипод толерантности! А вот обратный пример – стихи Александра Блока «Скифы»:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем – братья! [3]

Выходит, еще культура скифов и «поганых половцев» обладала принципами толерантного мироустройства. Народа, которому издревле приходилось бороться за свою Независимость, хватало и на «светлый братский пир труда и мира».

Из речи Каз дауысты Казыбек можно выделить слова, как программу национальной толерантности и мира: «МЫ, КАЗАХИ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем — мирный народ. ДРУЖБУ ВЕРНУЮ ПОЧИТАЕМ ВЫСОКО, ДОБРОМ ОТВЕЧАЕМ НА ДОБРО». [4]

Мое понимание толерантности – это естественная терпимость и искреннее уважение, врожденная тактичность и благородство души, порядочность и беспокойное сердце – признак любви к окружающим.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю.

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели. [5]

Вместе с тем в настоящее время, особенно с обострением религиозного экстремизма, я очень осторожно стала относиться к понятию толерантности, понимая необходимость сохранять этические границы. Президент Н.А. Назарбаев в программе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» определил проблему: «Часть молодежи легко становится добычей религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп». [6] Это тревожный факт, большая социальная проблема.

«Портрет экстремиста – это портрет человека, который воспринял пришедшие извне идейные установки, подвергается идеологической манипуляции. Религиозный экстремизм – враг истинной веры», — дает определение председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф. [7]

Ясно, что я на стороне толерантности и религии милосердия, снисхождения, терпимости и поддержки человека в хорошем гуманном смысле.

По роду своей профессии неравнодушно отношусь ко всему, что составляет духовно – нравственную основу жизни общества. И самое главное — ее самой ценной составляющей – молодого поколения. Каждый день, заходя в класс на уроки русского языка и русской литературы, я стараюсь формировать в детях гуманизм, нравственность, патриотизм и гражданственность.  А толерантность? Как подойти и как преподнести ее? Все ли правильно организовано? Понравится ли современным старшеклассникам понятие терпимости? И как еще

«слово отзовется» в мышлении?  Олжас Сулейменов писал:

Любая влага,

влитая в кувшин,

Спешит принять

его литую форму,

а слово,

проникая в глубь души

ей сообщает

собственную форму. [8]

Поэтому я задумалась и поняла, что почти на каждом уроке учим детей принципам толерантности и самопожертвования.  Это прежде всего пророк Мухаммед, Иисус Христос, коранические и христианские заповеди. Чего стоит одна Соня Мармеладова! А Иешуа Га Ноцри! Хотя «Мастер и Маргарита» — это обостренная энергетика личной свободы и независимости. Тем более учить надо правильному пониманию толерантности. Не забываем ли мы при этом о собственной личности, неповторимом и уникальном внутреннем мире и единственном собственном мнении человека?  Изучила теоретические сведения толерантности и определила для себя формирование нравственной толерантности, определяющейся уважением ценностей и смыслов, значимых для другого человека, при этом осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний. Значит, самое высокое проявление толерантности – это принятие другого мнения, уважительное отношение к нему при сохранении собственного «Я»:

По азимуту кочевых родов,

По карте, предначертанной

Историей,

По серым венам

Древних городов

Я протекаю

Бурой каплей донора.

Здесь долг я понял

глянуть на года

Возвысить степь, не унижая горы…[9]

Надо избегать естественной толерантности, определяющейся любознательностью и доверчивостью. Вот здесь заложена проблема молодежи, как поколения на разломе эпох, которое подверглось идеологическому влиянию религиозного экстремизма.  Не нравится мне и моральная толерантность, когда человек сдерживает эмоции и действительно терпит какие – то напряженные условия. Она особенно опасна – неминуемо приведет к протесту и взрыву в любом проявлении – от бандитского анархизма до религиозного экстремизма.

В наши дни, к сожалению, есть силы, противопоставляющие религию светской жизни. Вера не должна отрывать людей и прежде всего молодежь от знаний, образования, семьи, народных обычаев и традиций. Истинная религия и вера не приемлет изоляцию, застой. Она обращает верующих к общепризнанным гуманистическим ценностям. Религия мира основана на принципах толерантности и духовности.

Поэтому, стоит актуальная задача — воспитать истинно гуманную и толерантную личность сегодняшнего дня, который имеет настолько высокий культурный уровень, что сумеет принять, понять, простить иноверца, оставаясь верен своим идеалам. Нужна мудрость души, теплота сердца, высота устремлений и необыкновенный, широкий диапазон знаний окружающего   многообразия жизни. Толерантная личность адекватно оценивает себя и окружающих, критично относится к себе, уверена в себе, не перекладывает ответственность на других, стремится к работе, творчеству и самореализации, живо реагирует на шутки, способна в подходящей ситуации посмеяться над собой, приветствует демократические начала. Нравственная толерантность – это внутренняя Гармония, самая прогрессивная форма толерантности.

Так я поняла, что проблема формирования гуманистического воспитания и образования, над которой я работаю в ряде лет, и есть нравственная толерантность. За основу в своей педагогической деятельности я взяла структуру и принципы системы гуманистического воспитания. Именно в гуманистическом мировоззрении отражается многообразие отношений человека с обществом, культурой, политикой.

« Гуманность в философской, психологической, педагогической литературе рассматривается как интегральная позиция личности ( В.П. Мясищев); комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку (Я.Л. Коломипский); высшие духовные потребности видеть в человеке товарища, друга, брата ( З.Г. Низматов); совокупность нравственно – психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое к человеку как к высшей ценности (Е.Н.Шиянов) — читаю в статье профессора В.Т. Кабуша.- Система гуманистического воспитания – это целостное образование и строится на определенных психолого –педагогических принципах. Вот эти принципы: духовность, толерантность, персонификация, гармонизация, социализация, демократизация, рационализация».  [10]

В данной технологии я еще раз встретилась с толерантностью –  в системе духовно – нравственного воспитания, которая функционирует в условиях плюрализма мнений, идей, подходов, существующих для решения проблем, терпимость является необходимостью. Она предпочитает учет мнений других людей, учет их интересов, традиций, культуры.

Критериями сформированности системы гуманистического воспитания являются конкретные реальные признаки, наличие собственной локальной концепции. Это стиль и образ жизни, охватывающий все стороны жизнедеятельности учащихся, наличие радостных перспектив, зон свободного развития, включение среды, разрешение внутренних конфликтов, саморегуляция, гуманистический характер межличностных отношений, ощущение полезности и принадлежности каждого. Так и хочется сказать: «Мы»- толерантность».

Что такое лишние?

Попробуйте

Постоять на кромке

Горной пропасти.

Каждому из нас

Дано быть ближним,

Не оценишь,

Если не был лишним. [11]

Мне импонируют все положения данной технологии гуманистического образования, и на этом пути я применяю ее принципы в системе собственной деятельности. Помимо этого, в практике преподавания я использую технологию критического мышления. Выяснилось, что положения системы гуманистического воспитания взаимосвязаны с принципами критического мышления. Технология предполагает простор мысли, нестандартность логики, креактивность мышления. Привлекает стиль технологии – строгая последовательная дедукция, конструирование гармонических концепций, комбинирование учебной информации, генерация новых мыслей, идей.

Методическая проблема – «Саморегуляция – путь реализации принципов гуманистического обучения» — определила суть и содержание системы обучения русского языка и литературы. Образно говоря, саморегуляция – идея социального взаимодействия в обучении – это поиски духовного родства, нахождение общего и близкого в многоликом и трудном мире, единство и гармония, согласие и цельность. Не отсюда ли возникает идея мировой культуры – поиски родства в языке, мышлении, облике, жизненной позиции. Поэт Сергей Марков выражает суть размышлений о судьбе родной земли, назначении русской культуры и языка в деле воспитания и обучения современного школьника, в формировании толерантности.

Кипчаков живые потомки забыли о славном былом…

Но русская муза готова, склоняясь на пыльный гранит,

Прочесть половецкое слово

На жаркой груди пирамид. [12]

Следующие шаги к формированию толерантного воспитания — это внеклассная работа. В этом направлении в течение ряда лет применяю практику активного участия школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах и предметной олимпиаде. Ничто так ярко не влияет на развитие одаренности личности как упорный учебный труд, реальный успех, достижения – ученик насыщается энергетикой радости и творчества.

В период все более нарастающей необходимости взаимопонимания в мире учить вдумываться, искать пути соприкосновения – это учить миротворческой деятельности, а значит миру, родству, милосердию, совести, любви и вниманию к ближнему. Поэтому я взяла как эпиграф и название своего эссе стихи Марины Цветаевой: «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви».  В заключении хочу сделать общие выводы.

Чтобы продуктивно работать над духовно – нравственным становлением личности в условиях модернизации нашего общества необходимо понимать общечеловеческую концепцию развития. На первое место выдвигаются предприимчивость, инициативность, ответственность, критичность, общественное мнение, терпимость, уважение к чужим убеждениям. Теперь стало очевидным, что без уважения к человеческой индивидуальности общество не может считаться цивилизованным. Приоритет отдается общечеловеческим качествам, которые составляют суть индивидуальной нравственности. Среди этих качеств толерантность, милосердие, способность к состраданию и сопереживанию. Для современного гражданина Казахстана диалог культур, гуманизм, духовное творчество, творчество труда и разума – концепция неповторимой в своем проявлении евразийской культуры.

В новом преломлении драгоценный камень толерантной культуры засияет новыми гранями, переливами и оттенками мира и гармонии. Древняя ее оправа привлекает тонкими рисунками судьбы и истории человечества.

Современное толерантное воспитание – это эксперимент по проблеме создания интеллектуальной личности, творца сегодняшней культуры, науки, политики и экономики. Каков его внутренний мир? Как он отвечает на главный вопрос возрождения родной земли? Кто мы? Мы —  толерантность, мы — народ Казахстана.

Верны и актуальны слова гениального мыслителя, учителя жизни и поэта Абая:

К порывам юные сердца зову,

Я человечность ставлю во главу.

Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат.

Да будет дружба искренней и честной –

И все дурные чувства замолчат![14]

 

Литература:

  1. М. Цветаева «Уж сколько их…».
  2. О. Сулейменов. Стихи и поэмы «Определение берега».
  3. А. Блок «Скифы». Избранное.
  4. Каз Дауысты Казыбек би. Речь перед джунгарским хунтайджи. «Астана» № 2 2012.
  5. А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре» Избранное.
  6. Н.А. Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»
  7. Кайрат Лама Шариф. «Религиозный экстремизм –враг истинной веры»

«Актюбинский вестник» № 128 9 октября 2012 года

  1. О. Сулейменов. «Определение берега» Стихи и поэмы.
  2. О. Сулейменов. «Разлив».
  3. В.Т. Кабуш. «Структура и принципы гуманистического воспитания»

«Творческая педагогика» № 4 2005

  1. О. Сулейменов «Определение берега». Стихи и поэмы.
  2. С. Марков. Стихи
  3.  «Междуреченск тынысы» Материалы школьной газеты.
  4. А. Кунанбаев «Жигиты, дорог смех, не шутовство»

 

 

АҢДАТПА

Бүкіл дүниежүзілік білім әлеміне кіру мақсатында қазіргі кезде Қазақстанда тәрбиенің жаңа жүйесі құрылуда. Бұл үрдіс педагогика  теориясы мен  оқу -тәрбие үрдісіне нақты өзгерістер енгізумен қатар жүргізіледі.

Елімізде боліп жатқан жарасымдылық бағыттағы өзгерістер тәрбие беру қызметіне жаңаша қарауды, қол жеткен табыстарды сын көзбен бағалай отырып саралау,  жастардың шығармашылық әлеуетін дамыту, мұғалім іс — әрекетін жаңаша тұрғыда ұйымдастыру туралы мақала.

 

А.Т. Биктурлина,

общеобразовательная средняя школа №56 города Актобе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*