Home » Начальная школа » Пустыни. Растения и животные пустынь

Пустыни. Растения и животные пустынь

План-конспект  урока по познанию мира.

   Класс: 4 «В»

Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана.
Задачи:

— углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах;

-развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор;
-воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.

Межпредметная связь: изобразительное искусство, английский и казахские языки.

Оборудование: компьютер, учебник,  видео с данными из интернета, тетрадь, канцелярия.

І. Организационный  момент. Психологический настрой.

Тренинг: «Я желаю тебе….» (слайд 1)

  1. «Мозговой штурм». Закрепление домашнего задания

Диалоговое

Обучение тому, как обучаться.

Формативное оценивание.

  1. 2. -Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам Казахстана, интересно, куда мы попадем сегодня?
    Просмотр видеоролика о пустыне (Видеоролик)

-Что вы увидели в видеоролике?

-Как вы думаете, что на карте обозначают желтым цветом?

— это зона Пустынь.

Рассказ учителя: Пустыня – это жёлтое и голубое. Пески и небо. Земля, опалённая солнцем. Всюду сугробы золотого песка. Тонкие болота, засыпанные белой солью. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары. Здесь всё непривычно и непонятно. Озёра без воды. Реки никуда не впадают. Дожди высыхают, не долетая до земли. Под деревьями нет тени. Земля без земли. Текучее море песков…
Страна солнечного огня (слайд 2)

Учитель: Найдите, где на карте расположились пустыни Казахстана?

(Слайд 3. Природная карта Казахстана)  (Работа на опережение) (Слайд 4 Презентация ученика)

Учитель: Как вы думаете, что означает в переводе слово Каракумы? «Чёрные пески».

-Как вы думаете, что мы должны будем знать в конце нашего урока?

—    Сколько видов пустынь существует?
Ученик: Первый вид- это ПЕСЧАНАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая — крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения, оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Ученик: Второй вид — это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
Ученик: Третий вид- это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах неглубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения — солянки.
Ученик: И ещё об одном виде пустынь- это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.
Учитель: — А какой же климат в пустыне?

Ученик: — Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура – 12 градусов. Снега практически нет.

  1. II. 1.Учитель: Ну а теперь послушайте загадку :

— Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком?

-О каком животном идёт речь?

-Правильно, о верблюде. Как ещё называют верблюда?

-Молодцы. «Кораблём пустыни». (Слайд 5. Три верблюда.)

-А почему три верблюда?

  1. 2. -Потому что мы разделимся на 3 исследовательские группы и отправимся в увлекательное путешествие на корабле пустыни.

1гр. Ботаники

2гр. Зоологи

3гр. Экологи

Учитель: — Ребята,  кроме русского языка вы изучаете казахский и английские языки.

Скажите слова природа, путешествие и верблюд на трёх языках.

Природа-табигат-nature

Путешествие-саяхат- travel

Верблюд-туйе-camel .

  • Отлично, продолжим урок.

Ш. 1. Работа с учебником. Каждая группа читает темы, которые соответствует их названию .

Физ.минутка.

  1. IV. Группы составляют постер

Выступление групп.

Выводы, обобщение.

Оценивание.

Каждая группа выступает с презентацией своего постера.

1.Выступление ботаников.

 Ученик:Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.

Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров.

Ученик: Но в пустыне встречаются и деревья. Это саксаул. Его самые крупные экземпляры достигают 5 метров, но обычно они в высоту не больше 2 м. Эти деревья растут один от другого на расстоянии 4–7 м, а то и дальше.

— Как вы думаете, почему?

Ученик: -Из-за недостатка влаги.

Вывод группы ботаников:

-У растений длинные корни, листья — колючки, низкорослые растения.

2.Выступление зоологов.

Ученик: Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это маскировка.

Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

Тушканчик – маленький грызун окраска под цвет песка, живёт в норах. Передвигается очень быстро, благодаря задним ногам, делая большие прыжки из стороны в сторону. Большие уши – признак отличного слуха.

Ученик: Верблюды – крупные и сильные животные, в высоту они достигают 2 м. Верблюд в 2 раза сильнее лошади. Будучи навьючен, он поднимает тяжесть до 500 кг. Верблюда недаром называют «кораблем пустыни». Жить в пустыне верблюду помогает строение ног и всего тела. На ногах имеются широкие мозолистые подошвы. Такими подошвами верблюд может ступать по раскаленному, рыхлому песку, не обжигаясь и почти не проваливаясь в него. В пище верблюд неприхотлив. Он поедает жесткие и колючие растения пустынь без всякого вреда для себя. Его губы, нёбо, язык покрыты толстой кожей и потому малочувствительны к уколам. Продолжительное недоедание, неизбежное во время перехода через безводные участки пустыни, верблюд переносит легко. При этом горбы верблюда быстро тощают, становятся мягкими и свисают набок. Когда же верблюд начинает получать корм, его горбы вновь заполняются жиром и выпрямляются.

Ученик: Вывод исследователей животного мира пустынь хорошо приспособленных к природным условиям:

— Некрупные

— Окраска под цвет песка

— Ведут ночной образ жизни

— Воду получают, поедая растения

— Неприхотливы в выборе пищи

— Быстро передвигаются или впадают в спячку

2.Выступление экологов.

УченикИз-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности!

Неумеренное орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения!

Больше стало подвижных песков, они засыпают дороги, поля, постройки. Причина известна: скот подолгу пасут на одном пастбище, растения полностью съедаются и пески не закрепляются.

Ученик: Другой проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, так как созданные человеком оросительные каналы стали для сайгаков непреодолимыми.

Вывод исследователей экологов:

Это — неумелое орошение,  выпас скота, много соли почве, браконьерство, подвижность песков и исчезновение животных.

Оценивание групп.

-Какой вывод мы можем сделать в результате  наших исследований.

Ученик: — У пустыни два хозяина – солнце и ветер. Солнце, потому что там всегда жарко. Оно направляет на эту территорию почти прямые свои лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

VI.Проверка знаний:

Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.

Итог урока:

Рефлексия: «Две звезды, одно пожелание»

Домашнее задание: «Пустыни. Животные и растения пустынь».

 

Ергешова Камила Абдумоминовна

Школа: ОСШ №96 им. М. Әуезова

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*