Интегрированный урок литературы,
9 класс
(география, биология, казахский язык, русская литература)
Цель:
— Рассмотреть этап творчества Пушкина при создании повести «Капитанская дочка», посещение Пушкина Казахстана.
— Сопоставить творчество А.С.Пушкина и Абая Кунанбаева.
— Прививать интерес к творчеству поэтов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализациия.
Учитель: Сегодня мы закрываем последнюю страницу уроков по творчеству А.С.Пушкина. А урок наш будет необычен. Мне бы хотелось, чтобы вы обратили внимание на эпиграф урока.
Поэт красивым должен быть, как бог.
Кто видел бога? Тот, кто видел Пушкина.
Олжас Сулейменов.
Тiл бiткен журер менiн атымды атап.
А.С.Пушкин.
— О какой странице из жизни Пушкина мы будем говорить?
(Пушкин в Казахстане)
Учитель географии: Ранней осенью 1833 года А.С.Пушкин предпринял далекое путешествие на Урал, в Оренбургский край, в состав которого входила Западно-Казахстанская область. Для поэта, по его собственному признанию, с детских лет мечтавшего о путешествиях, встреча была волнующей и рождала «чувство необъяснимое». Ну, а встреча с «гостеприимными жителями уральских берегов» представляла особенный интерес. Утомительное и долгое путешествие было предпринято с благороднейшей целью восстановления исторической справедливости.
— Каковы были творческие планы Пушкина в Казахстане?
( написание «Истории Пугачева», исторической повести «Капитанская дочка»)
Учитель: Назовите имя казахского поэта, которого бы вы поставили на один пьедестал рядом с Пушкиным? (Абай Кунанбаев)
Не суждено было встретиться в жизни двум поэтам – Александру Пушкину и Абаю Кунанбаеву.
Если бы они могли встретиться, им было бы что сказать друг другу. Давайте представим себе, что эта встреча состоялась. Итак, представьте зимовку Абая…
(Абай что-то читает. Стук в дверь.)
Абай: Баймагамбет, посмотри, кто там? (Входит Пушкин)
Пушкин: Ну и буран! Ну, прямо как в моих повестях.
Учитель: О каких произведениях говорит Пушкин? («Метель», «Капитанская дочка»)
Пушкин: Здравствуйте, милостивый государь! Вы станционный смотритель? Мне бы лошадей, уважаемый!
Абай: Саламатсызба, аксакал! Здравствуйте, уважаемый Александр Сергеевич! Позвольте представиться; Абай – сын Кунанбая, почитатель Вашего таланта. Сам пишу понемногу. Рад приветствовать Вас на земле Казахстана. Когда я открыл для себя Ваши книги, я поразился тому, что нас мучают одни и те же вопросы, о многом мы думаем одинаково.
Пушкин: Приятно слышать!
Абай: Простите, Александр Сергеевич, всегда хотелось узнать, откуда пошел ваш род. (Чтение стихотворения «Моя родословная»)
Учитель биологии: Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука о наследственности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Существует несколько методов ее изучения: близнецовый, антогенетический, цитогенетический, популяционный.
(Исследовательская работа «Родословная Пушкина»)
Учитель: Бытует такое мнение, что поэт может в любую секунду взять в руки перо, и строчки сразу же начинают рождаться. Так ли это? Послушаем группу исследователей.
Учащийся: Кажется, что не было ни дня, когда бы Пушкин не писал. Наша группа провела мини-исследование по творчеству поэта, и у нас получилась следующая циклограмма. (циклограмма прилагается)
Абай: Уважаемый, Александр Сергеевич, я перевел на казахский язык вашего «Евгения Онегина». Но прошу прощения, я осмелился написать то, чего нет в вашем романе — это предсмертное письмо заглавного героя. Покорно прошу простить меня за такую дерзость.
Пушкин: Это очень интересный факт. И все-таки люблю свою Татьяну. Было бы очень интересно услышать что-нибудь из моего романа на вашем родном языке.
(чтение письма Татьяны и Онегина на казахском языке)
Пушкин: Звучит великолепно! В Казахстане я был недолго. Но так хотелось бы подробнее узнать о жизни казахского народа. Я слышал необычное слово, кажется, «айтыс». Что это такое?
Учитель казахского языка: Ребята, вспомните, что такое айтыс?
И сегодня , я думаю, мы готовы принять участие в айтысе. Я вам предложу строки из стихотворений Абая, а вы ответьте на эти строки строчками из произведений Пушкина.
( работа в группах, за каждый правильный ответ группа получает жетон)
1.Не для забавы я слагаю стих,
Не выдумками наполняю стих,
Для чутких слухом, сердцем и душой –
Для молодых я свой рождаю стих.
- И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил я Свободу
И милость к падшим призывал.
- О, казахи мои! Мой бедный народ!
Жестким усом небритым прикрыл ты рот.
Кровь – на правой щеке, на левой – жир…
Где же правда? Твой разум не разберет.
- Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
- Ты – очей моих свет,
Ты – души моей цвет.
Заболел я тобой,
Исцеления нет.
- Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
- Ты – цветка аромат,
Свет, смущающий взгляд,
Как увижу тебя,
Я любовью объят.
- Я вас любил: любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Пушкин: Прекрасно! А помните, как моя Татьяна любила народную жизнь!
Абай: А вы хотели бы познакомиться с нашими национальными играми?
Пушкин: С удовольствием!
Учитель казахского языка: Игра «Байга».
Условия игры: игрокам предлагаются вопросы, жетон получает тот, кто опередит своих соперников.
1.Чей это портрет?
Его глаза сияют,
Лик ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза. (Петр 1)
- «…глаголом жги сердца людей?» («Пророк»)
- Кто написал оперу «Руслан и Людмила»? (Глинка)
- Назовите эпиграф к повести «Капитанская дочка». («Береги честь смолоду»)
- Назовите эпиграф к повести «Пиковая дама». (Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.)
6.Откуда строки: «Чистейшей прелести, чистейший образец»? ( «Мадонна»)
- Имя жены Пушкина. ( Наталья Гончарова.)
- Откуда строки: «Но в нас горит еще желанье…»? ( «К Чаадаеву»)
Учитель казахского языка: Следующая игра, в которой я предлагаю принять участие – это игра «Кокпар».
Условия игры: Игрокам раздают карточки, на которых часть пушкинской строки ли названия его произведения. Задача соперников – как можно быстрее подхватить и продолжить фразу. Выигрывает тот, кто « подобрал» как можно больше строк и названий.
1.Да здравствует солнце, (да скроется тьма).
2…нам целый мир чужбина:
Отечество нам (Царское Село).
3.Здравствуй, племя младое, (незнакомое)
4.Во глубине сибирских руд
Храните (гордое терпенье)
5.Унылая пора (очей очарованье)
6.Буря мглою (небо кроет)
7.У лукоморья (дуб зеленый)
8.Сижу за решеткой (в темнице сырой)
9.Как ныне сбирается (вещий Олег)
10.Станционный (смотритель)
11.Барышня (крестьянка)
12.Борис (Годунов)
13.Руслан и (Людмила)
14.Моцарт и (Сальери)
Учитель казахского языка: У казахского народа есть еще одна национальная игра «Кыз-куу».
Условия игры: В этой игре необходимо узнать героинь произведений Пушкина. (Из каждой группы представитель.)
- В каких произведениях имя главной героини – Мария? («Капитанская дочка». «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Метель», «Выстрел», «Дубровский»)
- Кто, кому, в каком произведении делает следующее признание? «Я вас люблю, но должен раскрыть вам ужасную тайну… я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, где она…» («Метель», Бурмин Марье Гавриловне)
- Чья это характеристика?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила… (Ольга Ларина)
- Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой. (Татьяна Ларина)
- О ком идет речь?
«…сидя под окошком за пяльцами, нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку» (Лиза, «Пиковая дама»)
Пушкин: Дорогой Абай! Что-то мы все обо мне. Почитайте что-нибудь свое. Стихи всегда точно отражают душевное состояние человека.
Келмесен, егер сен бiзге,
Сау болмас па ем, элбетте?
Болмасам ашна мен сiзге
Туспес ем мундай бейнетке.
Асау журек кайнамай
Жуасыр ма едi кезiнде?
Елден бiр жаксы сайламай,
Бармас па ем ерге озiм де?
Пушкин: Великолепно, мой друг!
Интересно, будут ли обо мне знать через века?
Учитель: Многие поэты 19-20 веков посвятили свои произведения А.С.Пушкину.(чтение стихотворений М.Лермонтова, М.Кагожина,А.Дементьева)
Пушкин: Оказывается, я был прав:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
Встреча была интересной. Дай бог, чтобы она была не последней!
Абай: Александр-ага! Приглашаю Вас побывать в наших краях еще…
(Абай провожает. Слышится удаляющийся звон колокольчика…)
Учитель: Сколько бы веков ни прошло, Пушкин всегда останется величиной номер один.
Я предлагаю вернуться к эпиграфу урока.
Дискуссионная карта
Поэт красивым должен быть, как бог?
Да Нет
Приведите аргументы.
3.Рефлексия
Учитель: Прошло более века, как перестали биться сердца великих поэтов: Пушкина и Абая. Но ничто и никогда не остановит мир их великих слов.
1.Свободное письмо «Поклон тебе, поэт!»
2.Заполнение оценочных листов.
- Итоги урока.
Домашнее задание: 1. Эссе « Ты светлым именем своим восславил имя человечье…»
2.Диаграмма Венна « Абай и Пушкин».
Борденюк О.А.,
учитель русского языка и литературы
СШ№5 г.Щучинска,
Бурабайского района,
Акмолинской области