(консультация для родителей)
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что такое мелкая моторика, и какие особенности она имеет? Зачем нужно развивать мелкую моторику? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим все эти вопросы.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
1.Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук — один из показателей психического развития ребенка
2.Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе
3 Мелкая моторика основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и памяти.
Возможности мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.
3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;
4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;
5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Пальчиковая гимнастика (статические и динамические движения), пальчиковый и теневой театр. Известные забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Куыр куыр куырмаш балапанга бидай шаш». «Сорока-белобока…», «Ладушки-ладушки…», «Идет коза рогатая…», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Этот пальчик дедушка…” и другие. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка
Развивающие игрушки, игрушки-шнуровки, деревянная пирамидка, кубики, конструкторы, фигурки на магнитах, пазлы, мозаика, нанизывание бусин. Бытовые манипуляции — застегивание, пуговиц, завязывание узлов, бантов, плетение кос из веревок, сортировка круп, зёрен (гречка, горох, фасоль, бобы), цветные клубки нитей для перематывания и другие. Перечисленные варианты игрушек развивают мелкую моторику руки (последовательность и точность движений), координируют работу глаз и кистей рук (развивают точность глазомера, чувство симметрии), способствуют развитию пространственного, образного, логического и ассоциативного мышления, развивают память, внимание, воображение и творческие способности ребенка, фантазию, восприятие цвета, формы и размера предмета. Развиваются и тактильные ощущения на базе разного размера, формы и материала игрушек.
Рисование (как красками, при помощи кисти или пальчиками, так и карандашами, мелками). Лепка (в качестве материала может быть пластилин, глина, тесто). Аппликации (ребенок либо рвет бумагу, либо вырезает ножницами). Изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, ткани, элементов природы. Игры с наборами мелких игрушек и предметов с разными поверхностями. Счетные палочки для выкладывания узоров, проволочки для создания узоров и фигур. Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма.
Массаж при помощи массажного мяча или при использовании массажера Су Джок, а так же ежедневный тщательный массаж кистей рук без использования вспомогательных средств (мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья)
Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Жанна Талиповна Кадисова,
педагог-психолог ГККП
№16 ясли-сад «Лесная сказка»,
г. Уральск, ЗКО