Home » Гуманитарный цикл » Развитие образного мышления в программных фортепианных произведениях

Развитие образного мышления в программных фортепианных произведениях

Урок-концерт

 Цель урока: Развитие художественного, творческого мышления и умения передать замысел автора и собственный исполнительский замысел.

Задачи урока:  

1.Совершенствование исполнительского мастерства, расширение концертной практики учащихся ДШИ.

  1. Развитие образного мышления, творческой фантазии ребёнка, интереса к фортепианному исполнительству.
  2. Воспитание сценической и слушательской культуры.
  3. Пробуждение у слушателей интереса к обучению в ДШИ.

Тип урока                  Урок практического применения знаний и умений.

Вид урока                      Урок-концерт.

Дата:

Время проведения

Место проведения        Зал Детской школы искусств.

Продолжительность     45 минут.

Исполнители: Учащиеся Кацарской И. С. По классу   фортепиано

Слушатели:  Администрация, преподаватели, гости, приглашенные, учащиеся  ДШИ

Преподаватель Кацарская И.С., преподаватель по специальному фортепиано

Материально-техническое обеспечение урока: рояль.

Ход урока

Организационная часть (1минута).

Приветствие.

Объявление темы урока. «Развитие образного мышления в программных фортепианных произведениях»

Основная часть (42 минуты).

Преподаватель: Добрый день, уважаемые коллеги, гости, родители и дорогие учащиеся нашей школы, сегодня у нас необычный урок: юные артисты, учащиеся фортепианного отделения, нарисуют для Вас звуковыми красками музыкальные картинки. И в этих картинках Вы узнаете сказочных персонажей из любимых всеми детьми произведений (Сергея Михалкова, Астрид Линдгрен, Шарля Перро) и отражение мира чувств человека.

Музыкальные произведения, которые рассказывают нам о каком-либо явлении или герое, называются программными. Как правило, они имеют название, которое нам говорит, о чём рассказывается в этом произведении.  А для исполнителя название говорит о том, как надо сыграть произведение, какими средствами создать образ.

Главной задачей исполнителя всегда должно оставаться раскрытие того, что именно в эмоциональном и художественном смысле скрывается между строк и того, как понимать и передать это, при условии, что он обладает умением выразить то, что подсказывает ему воображение и анализ. При этих условиях исполнение учащегося будет отражать его воспитание, образование, темперамент, характер — то есть те качества, из которых складывается его личность.

Преподаватель: Сейчас прозвучит произведение «Көзімнің қарасы» Т.Асановой. А создано оно по по известному произведению Абая Кунанбаева Көзімнің қарасы. Абай Кунанбаев — казахский поэт, философ, просветитель, мыслитель, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой, основоположник казахской письменной литературы. Абай также талантливый и оригинальный композитор. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи он переложил на музыку, а песня на его стихи Көзімнің қарасы стала народной:

Көзімнің қарасы,

Конімнін санасы.

Битпейді іштегі,

Ғашыктық жарасы.

Ты зрачок глаз моих,

Разум, свет дум моих.

Излечить не смогу,

Боль в душе сберегу.

Преподаватель: Это строки из стихов Абая и их литературный перевод.

Мышление учеников начальных классов очень конкретно, т.е., изучаешь пьесу «Зайчик», ученик довольно быстро понимает, как исполнять эту пьесу – легким звуком, цепкими пальцами, весело. А когда разучиваешь произведение о любви, возникали затруднения. Мы говорили о любви к родителям, Маме.

 Исполняется произведение Козімнің қарасы Т. Асановой. (Тампей Иммануил.)

Преподаватель: А кто живёт в лесу?

Каких героев сказок – лесных жителей вы знаете?

Кто такой: в гору бегом – с горы кувырком?

Ученики: Заяц.

Преподаватель: Подумайте, какая должна быть пьеса?

Ученики: высокий регистр, allegro[1], staccato[2], мажор[3].

Каркарин Дима исполняет пьесу Германа Галынина Зайчик

Ученик: (Наташа)

Рыжий кот осенними листьями шуршит,

Возле стога с сеном мышек сторожит.

Тихо притаился он в траве густой

И с кустами слился шубкой золотой.

Преподаватель: Как вы думаете, какая музыка должна быть в пьесе?

Ученики: Темп умеренный, staccato мягкое, скачки в мелодии, тихий звук.

Исполняется ансамбль С. Прокофьева «Кошка». (Каркарин Дима).

Ученик (Вениамин)

Воробей по лужице прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошил он, хвостик распушил.

Погода хорошая! Чил-чив-чил!

Послушайте пьесу «Воробей» и обратите внимание на то, как композитор передаёт чириканье воробья.

Исполняется пьеса А. Руббаха «Воробей» (Ильков Вениамин)

Преподаватель: Как передается в музыке чириканье воробья?        

Ученики: Чириканье изображают украшения (форшлаги)

Преподаватель: «Кого называют дикарями? Какие танцы они танцуют?

Ответ учащейся: «Дикарями называют аборигенов, т.е. коренных жителей Австралии и Зимбабве (Африка). Они живут племенами и до сих пор. Аборигены живут под открытым небом или сооружают навесы из ветвей и коры».

Преподаватель: Рассматриваем изображение аборигенов на экране.

Ученик: одежда состоит из набедренных повязок, сделанных из шкур кенгуру и украшений, а тела причудливо раскрашены. Искусство аборигенов отображает их религиозное верование (это наскальные рисунки, песни). Музыка аборигенов исполняется на диджериду (длинной деревянной трубе), ритм отбивают при помощи двух палок, которыми постукивают друг о друга. Их танцы носят ритуальный характер (например, перед предстоящей охотой).

Рассматриваем все обозначения и указания, проставленные автором пьесы в тексте, параллельно анализируем их и проводим параллель между их обозначением и значением, которым им придает композитор. А именно, какими средствами он отображает то или иное действие в танце.

Так, например, темп — moderato и основной штрих в пьесе – staccato предполагают мерные, подтанцовывающие и подпрыгивающие движения дикарей, танцующих свой ритуальный танец. Этому же способствуют и неменяющиеся динамические оттенки f и mf на протяжении всей пьесы. Только в самом конце появляются diminuendo и p (аборигены, наверно, удаляются на охоту). А еще имеется указание автора: энергично (energico). Оно обозначает характер исполнения пьесы.

Исполняется пьеса Есинао Накадо Танец дикарей (Разоренова Ядвига)

Преподаватель: Следующая пьеса называется регтайм «Котенок на клавишах».

Эту джазовую пьесу — рэгтайм, полную острых и необычных созвучий, Зез Конфри придумал в 1921, наблюдая за игравшим котёнком, который бегал по клавиатуре рояля. Зез Конфри родился в 1895 году в Америке и хотел стать концертирующим пианистом, однако обратился к джазу.

Преподаватель: Что такое регтайм?

Ответ учащейся: Рэгтайм — специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века. Слово это означает «рваное» или «разорванное время», конкретно термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Т.е это означает ярко выраженное синкопирование в мелодии на базе ровного аккомпанемента в басу виде четвертных или восьмых. Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров — пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов, «неправильных» акцентов, опора на «блюзовые» ноты.

Преподаватель: Какая должна быть музыка в этой пьесе, какой характер, темп?

Ученики: Веселая, смелая, необычная, в быстром темпе.

Исполняется регтайм «Котенок на клавишах» Зеза Конфри (Тампей Иммануил)

Преподаватель: Следующее произведение «Песенка Чебурашки», Шаинского.

Ученик: Владимир Яковлевич Шаинский — Российский и советский композитор, родился в Киеве 12 декабря 1925 года. Шаинский пишет мелодии к художественным фильмам, так же к мультфильмам Владимир Шаинский очень любит детей, поэтому так много произведений он сочиняет именно для них. По мультфильмам «Чебурашка», «Шапокляк», «Крошка Енот» мы узнаем его мелодии. Персонаж «Чебурашка» имеет особую популярность.

Преподаватель: Форма пьесы напоминает саму песню: куплет и повторяющийся припев. Песенка Чебурашки имеет кантиленный характер. Мелодию в правой руке на легато необходимо исполнять напевно, на одном дыхании, следя за гибкостью мелодии, текучестью. Не менее важно почувствовать и передать моменты дыхания — цезуры между отдельными фразами. А.Б. Гольденвейзер об этом говорил так: Живое дыхание есть основной нерв человеческой речи, а, следовательно, и музыкального искусства, родившегося из звуков человеческого голоса.

Исполняется Песенка Чебурашки В. Шаинского (Цветкова Катя)

Преподаватель:

У кого короткий хвост крючком?

Кто копает землю пятачком?

Ученики: Поросёнок.

Преподаватель: Знаете вы сказку про поросят?

Ученики: Сергей Михалков «Три поросёнка».

Исполняется песенка трёх поросят из мультфильма «Три поросёнка» (Опарек Наташа)

Преподаватель: Следующее произведение «Красная шапочка» Виталия Ходоша, Ростовского композитора.

Кто такая Красная Шапочка?

Ученик: Девочка, которая относила бабушке пирожки. «Серый волк» съел Бабушку и Красную шапочку. Охотники убили волка и спасли Красную шапочку и Бабушку.

Преподаватель: Как Вы думаете, какой должна быть музыка в пьесе?

Ученики: Быстрая, контрастная, с акцентами, форшлагами.

Преподаватель:

Затем обсуждаем все обозначения и указания, проставленные автором пьесы в тексте, параллельно анализируем их и проводим параллель между их обозначением и значением, которым им придает композитор. А именно, какими средствами он отображает то или иное действие в пьесе.

Пьеса написана по мотивам сказки, в передаче образов возможны преувеличения, утрирования. Судя по штриху staccato образ Красной шапочки» — игривый, легкий, образ «волка» — жутковатый. Динамика изобилует контрастами: forte сменяется subbito piano (внезапное пиано), crescendo, много акцентов, форшлаги.  Вся пьеса написана в темпе vivo – (живо) Резкие скачки с одного регистра в другой, резкая смена динамики на subbito piano (внезапное пиано) требуют собранности, умения быстро переключаться. Все крещендо можно делать несколько утрированно.

Исполняется пьеса «Красная шапочка» В. Ходоша (Тампей Иммануил)

Следующее произведение Танец Феи Драже из балета Щелкунчик, Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора, дирижера.

Наташа подготовила нам краткую справку о композиторе

Преподаватель: Фея Драже, правительница Города Сластей танцует под звон волшебной челесты, нежной, как волшебные колокольчики.

В первой и второй партии пальцы «танцуют» как сама Фея, на пуантах, на staccato легким серебристым звуком, а басовая партия исполняется как pizzicato на струнных инструментах, щипком.

Исполняется ансамбль для 6 рук «Танец Феи Драже» П.И. Чайковского (Ильков Вениамин, Опарек Наташа, Рябцева Аня)

Преподаватель: 

Верите – не верите,

мы родом из Америк

В сказке мы – синьоры, на грядке – …

Ученики: Помидоры.

Преподаватель: А в какой сказке помидор стал синьором?

Ученики: Чипполино.

Преподаватель: Композитор Карен Хачатурян написал балет «Чипполино». Фрагмент из балета прозвучит в переложении для фортепиано в 4 руки. Послушайте пьесу К. Хачатуряна «Помидор» и расскажите о ней всё, что вы услышите.

Исполняется пьеса К. Хачатуряна «Помидор».  

    (Ансамбль:  Тампей Иммануил,  Рябцева Аня.)  

Ученики: Минор и тяжёлый бас рисуют грозного, злого помидора, но быстрый темп и весёлая мелодия говорят нам, что его никто не боится, что над ним смеются.

Преподаватель: А сейчас прозвучит концертная пьеса Юрия Весняка «Карлсон». Наверно многие видели мультфильм «Карлсон и малыш» а создан он по мотивам книги Астрид Линдгрен. Неизменным успехом у самой строгой, взыскательной аудитории — детей и юношества — пользуется музыка современного Донского композитора Юрия Весняка к спектаклям Ростовского театра кукол: «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Новогодние приключения Бабы-Яги», «Кто моя мама», «Приключения кота Леопольда», «Гусенок» и другим.

Кто такой Карлсон?

Ученики: Карлсон – забавный шутник. Малыш – мальчик, который чувствовал себя очень одиноким, несмотря на то, что жил со своими родителями. И потом в его жизни появился Карлсон, шутник и забияка, и Малыш в его лице обрел друга.

Преподаватель:

Обсуждаем указания, данные автором в тексте, темп и динамику, есть указание автора: «весело», «ярко», «таинственно» т.е. характер веселый, зажигательный, тоже есть внезапные изменения динамики от forte на subbito piano, синкопы, акценты. Здесь тоже рассказывается о двух контрастирующих образах Карлсоне и Малыше, но больше о проказах Карлсона.

Исполняется концертная пьеса «Карлсон» Ю. Весняка (Тампей Иммануил)

Из личного опыта могу сказать, что работа произведением принимает самые разнообразные формы, в зависимости от личных качеств ученика, его характера, темперамента, степени его одарённости и музыкального развития.

Но главная цель работы должна быть одна — возможно более глубокое проникновение в художественный образ произведения и наиболее полноценная передача учеником своего собственного исполнительского замысла.

В любом случае педагог всегда должен выступать в роли помощника и советчика, поощряя лучшие задатки и осторожно преодолевая и выправляя недостатки. Это поддерживает веру ученика в свои силы, помогает выявлению и развитию его пусть самых скромных способностей. Необходимо делать всё возможное для успеха каждого ученика, каков бы ни был уровень его способностей, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества, стремиться научить каждого любить и понимать музыку. Главное — чтобы музыка в любом случае стала жизненной потребностью ребёнка.

Всё это особенно актуально в свете специфики контингента учащихся нашей школы. Перед нами стоит двойная задача: давать начальное музыкальное образование массе детей, обладающих хотя бы минимальными музыкальными данными и в то же время выявлять наиболее способных.

Мне доставляет радость и удовольствие, когда удаётся пробудить и укрепить любовь к музыке у своих учеников, в том числе и у тех, кто не обладает ярко выраженными способностями, пробудить интерес к классической музыке, когда удаётся научить детей слушать музыку, вникать в сущность музыкальных образов, научить самостоятельно разбираться хотя бы в несложном музыкальном тексте, читать с листа, аккомпанировать.

Мне, как педагогу, приятно, когда мои вчерашние воспитанники, даже избрав себе другую профессию, продолжают музицировать, читать с листа и хотя бы остаются активными, грамотными слушателями.

Преподаватель: Наш урок подошёл к концу. Вопросы по пройденному материалу:

  • Какие произведения называются программными?
  • Вспомните героев сегодняшнего концерта.
  • Какими способами были выражены характеры героев?

 

Кацарская Инна Сергеевна,

КГКП ДШИ, г. Сатпаев

[1] Скоро, весело (ит.) – темп  исполнения.

[2] Отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.

[3] Светлый (ит.) – музыкальный лад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*