«Учитель дороже всех, ибо учитель – сердце школы» Ы. Алтынсарин
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для повышения качества знаний учащихся.
В школе я работаю 21 год. Из них — 13 лет заместителем директора по воспитательной работе. Более 5 лет – директором школы.
Разделяю мысль, что живя в эпоху революции средств коммуникации, меняется наш образ жизни, общения и мышления. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше применяться в качестве основного капитала общества.
Мир наших детей не похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение информационно-коммуникационными технологиями выступает обязательным условием его формирования как педагога обновленного содержания образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, т. к. качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога не только дать максимальное количество знаний, а научить ребенка самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Я полагаю, что слагаемые педагогического успеха – это самоотверженность, трудолюбие, профессионализм, моральная чистота и влюбленность в свое дело. Главное в моей работе не только мои профессиональные знания истории, но и умение любить детей, верить в каждого из них. Преданность делу, глубокое знание предмета, любовь к детям, умение развивать в каждом из них лучшие качества — все это определяют мою педагогическую деятельность.
В своей педагогической деятельности стремлюсь к совершенствованию профессионального уровня, использованию инновационных методов, технологий в работе.
Тема, над которой работаю «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории с использованием ИКТ».
Для работы по данной теме мною определены следующие задачи:
- активизация процесса обучения путем применения интерактивных методов обучения: ИКТ, презентация, электронный учебник, использование и создание ЦОР.
- активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся через развития логического, критического, диалектического мышления;
- умение анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи с историческими явлениями;
- использование мультимедийных технологий для подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации и в формате ЕНТ с использованием тренажеров и программ тестирования;
- работа с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой через электронные энциклопедии и справочники;
- использование образовательных ресурсов интернета;
- участие в интерактивных конкурсах и конференциях
Мой педагогический опыт состоялся в КГУ «Средняя школа имени Героя Социалистического Труда Е.Шайкина» района Шал акына, Северо-Казахстанской области.
Наша школа оснащена кабинетами нового формата со всем необходимым техническим оборудованием: компьютеры, интерактивная доски, мультимедийный проекторы. Также установлена система e-learning в 2012 году. Я стала постепенно внедрять в своей работе новые средства обучения с применением интерактивного оборудования. И это позитивно отразилось на качестве предоставляемых образовательных услуг не только по моему предмету, но и в целом по школе.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, Это мотивирует учащихся к самовыражению и саморазвитию личности. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс дает возможность наглядно, практически проводить виртуальные экскурсии по музеям, по странам и во времени. На уроке провожу работу с историческими документами. Характеризуя официальные документы, личные материалы ребята знакомятся со временем и «человеком во времени», «прикасаются» к истории.
Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы для подготовки учащихся к ИА, ЕНТ. Имеет хороший результат тестирование в on-line режиме, тренажеры на сайтах НЦТ, bilimlend и др. Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам в форме заданий ЕНТ. Это дает возможность определить уровень усвоения материала, пробелы и дальнейшую коррекционную работу с учащимися./ http://lms.nci.kz/history, http://e-history.kz/ru/scorm/
С коллегами по предмету создан наш первый видеоролик на тему «Развитие познавательного интереса учащихся 5 классов посредством мотивационных видеороликов в рамках Цифрового Казахстана» по первому разделу. Цель данных видеороликов — подготовка к СОР по истории Казахстана для учащихся 5 классов не только путем увлекательного рассказа, обобщения пройденного материала, но и через практические занятия (самостоятельное изготовление глиняной посуды, лука и стрел и т.д.) ссылка /https:youtu.be/5Rgw4EsXuw
И в дальнейшем планируем такие видеоролики выпускать по каждому разделу в познавательной, непринужденной атмосфере для учащихся.
Использование на уроках ЦОР позволяет не только мотивировать учащихся к изучению истории, но и повышать качество знаний по предмету, развивать их коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии.
Изучая методический материал, обучаясь на курсах повышения квалификации, стала понимать, что обучение с помощью ИКТ дает большую практическую значимость самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы. Если сравнить прочитанную или услышанную от учителя информацию с видеоинформацией, к тому же подготовленной самим учеником, то более глубокое усвоение материала дает второй вариант. А значит, на уроках приоритетной должна стать самостоятельная работа учащихся.
На уроках истории с применением ЦОР огромное поле деятельности для воспитания патриотизма, гражданской сознательности, толерантности учащихся. Мы отходим от традиционных методов обучения, когда учитель есть источник информации.
Теперь же активность учителя уступает место активности учащихся, а задача учителя — создать условий для мотивации и инициативы.
Активно использую технологию развития критического мышления на уроках. В ней объединены идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. На уроках из технологии развития критического мышления использую методы: ЗХУ», «Понятийное колесо, «Синквейн», «Инсерт» и др. Это позволяет ученикам выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой, выделять ошибки в рассуждениях, быть честным в своих рассуждениях, уметь отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения является личностно-ориентированное обучение, передо мной стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным.
Для меня это главный вопрос при подготовке: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив литературу, пройдя курсы по данной технологии, я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.
Для активизации познавательной деятельности моих учеников способствуют такие игровые приемы, как:
— игра «Аукцион», игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
— уметь составлять рассказ или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью воспроизвести текст);
— выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
— восстановление логической цепочки событий;
— составлять алгоритм изучения восстаний и НОД.
Актуально и решение тренировочных, творческих, исследовательских задач на уроках. Часто применяю проблемный метод изложения. Для формирования навыков информационно-поисковой деятельности используем электронные энциклопедии, учительские презентации для наглядности и усвоения нового материала.
Такие презентации позволяют учителю меньше работать с доской, а значит остаётся больше времени на закрепление. Также эффективны ученические презентации в качестве подготовки домашнего задания.
Сложная тема урока станет интересна ученику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Главное, к чему стремлюсь — прививать ребятам глубокий интерес к истории, прививать каждому школьнику навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать исторические факты, поиск аргументов в дискуссиях.
Накопленный опыт пытаюсь обобщать и распространять через интернет, журнал «История Казахстана: преподавание в школах и вузах», районные и областные семинары, конференции и др. Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей. Немалые достижения имеют и мои ученики.
Участие в областном семинаре-тренинге «Использование интерактивных методов обучения для устранения пробелов в знании учащихся по истории », 2015 г.
Участие в республиканской дистанционной олимпиаде по всемирной истории для учителей «Отличный результат», 2015 г.
Свидетельство о публикации статьи «Использование ИКТ на уроках истории», 2016г.
Диплом 1 место «За высокие показатели в республиканской олимпиаде для учителей по предмету «История Казахстана» — «Қазақстан ұстаздары», 2016г.
На основании имеющегося опыта можно сделать вывод, что использование современных средств информационно — коммуникационных технологий в учебном процессе даёт значительный рост в качестве знаний учащихся. Учащиеся больше участвуют в олимпиадах и конкурсах и дают хорошие результаты.
Амренова Алия Хамзаевна,
учитель истории, обществоведения
КГУ «Средняя школа имени Героя Социалистического Труда
Есима Шайкина»
Педагогический стаж: 21 год
Высшая категория
Очень полезная статья. Статья нацелена на повышение мотивации у учащихся
Обобщен богатый опыт работы. Тема актуальна в современном образовании. Использование ИКТ в учебном процессе положительно влияет на рост качества знаний.
Өте қызықты мақала. Маған ұнады
Интересная информация, применю в работе! Спасибо!
Хорошая статья, очень интересная! Спасибо!
Хорошая педагогическая статья,большой опыт в работе с детьми,с коллективом.Статья очень полезна тем что даёт понять что сейчас именно в 21 веке—веке информационных технологий мы должны двигаться только вперёд и обобщать свои знания, и опыт только в положительную сторону.
Очень познавательная разработка. Изложено грамотно и доступно.
Хороший творческий подход к обучению учащихся.Очень полезная информация!
статья интересная, можно использовать для работы.
Спасибо за статью. Очень понравились игровые приемы для активизации познавтельной деятельности учащихся, а также применение ИКТ на уроках истории.
Статья востребованная и очень содержательная
Спасибо за статью очень интересная и познавательная для учащихся
Спасибо за статью буду применять в работе
Алия Хамзаевна хорошая статья
Алия Хамзаевна Рахмет за статью
Статья супер
Жақсы мақала,аған ұнады. Табыс тілеймін