Home » статьи » Развитие творческих способностей личности в образовательном процессе

Развитие творческих способностей личности в образовательном процессе

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества – явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением “творческий человек”, “творческая личность”, “творческий подход к делу”. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” (Выготский).

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  • Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  • Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до “потолка” своих возможностей.
  • Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  • Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для  развития творческих способностей можно предложить следующие действия, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

  • Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  • Использование стратегий, способствующих развитию творческих способностей детей.
  • Работа с родителями.

Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

Именно на уроке и во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На уроках и внеклассных мероприятиях надо пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогают ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы организации учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), которые разработаны с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач.

Как уже говорилось ранее, широко распространены такие методы, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Рассмотрим некоторые из них.

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи.

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности.

Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д.  Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).
        Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно и другие методы (деловы и ролевые игры, коллективно-творческое дело).

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры, колективное творческое дело.

Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.

Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем позволяет играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствует развитию рефлексивных способностей, формируют умение решать возникающие задачи с учетом своей индивидуальности. Технология деловой и ролевой игр – это конкретная «технология» проблемного обучения.

Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умению решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач,
в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи, определение целесообразных путей выхода из создавшейся ситуации.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов – раскрыть эти способности, развить их. Однако «разбудить» способности ребенка – не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей.

По проблеме воспитания у детей способности к творчеству в педагогической литературе прослеживаются два подхода. В первом – детское творчество трактуется как следствие врожденных, инстинктивных импульсов; готовность к творчеству объявляется независимой от внешних воздействий. Отсюда – отказ от активного педагогического руководства. Второй подход предполагает стремление использовать творчество как один из путей целенаправленного воспитания. Доминирующее значение творческих задатков должно привести к отказу от попыток активной перестройки их и формирования «более совершенных», по мнению педагогов, направлений развития личности.

Творческие особенности школьника проявляются уже в том, насколько нетрадиционно он подходит к решению тех или иных вопросов, следует ли общепринятым шаблонам, однообразна или нет его деятельность. Творческие задатки школьника проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес. Развивать это качество необходимо в рамках учебных занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению школьника наблюдать явления, находить им адекватные объяснения и формировать, таким образом, личностное отношение к этим явлениям. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

В школьных условиях зарождение творческой личности нередко не только не получает поддержки, но и просто не принимается многими учителями. Такого ученика начинают «выправлять», «выпрямлять», не понимая, что такая ломка – верный путь к нивелировке личности, подавлению творческого начала в человеке.

Для обучения ребенка мыслить творчески, необходимо прислушаться к советам В.А.Сухомлинского, который утверждал, чтобы учитель не обрушивал на ребенка лавину знаний и не стремился на уроке рассказать все о предмете, а оставлял для ребенка недосказанность, чтобы ему хотелось возвратиться еще раз к тому, что он узнал.

Практически в каждом ребёнке есть творческий потенциал. У каждого есть свои способности, свойственные только ему, и потому — уникальные. В связи с этим, задача современной школы, системы образования в целом — помочь отыскать, распознать и развить в себе эти способности.

Главная цель работы учителя с детьми – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

 

 

Ермухамедова Ж.Е.,

ст. преподаватель кафедры

«Воспитание и социализация

личности» АО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Алматинской области»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*