На данном этапе развития общества явно прослеживается необходимость реформ в области образования, что чётко обозначил в Послании к народу Казахстана от 10 января 2018 года Нурсултан Абишевич Назарбаев. Реалии диктуют свои условия для успешной социализации личности – это умение работать в команде, лидерские качества, активность и инициативность, правовая и экономическая грамотность, IT-компетентность.
Цель среднего образования – способствовать успешной социальной адаптации личности в быстро меняющемся современном мире. В школах Казахстана второй год проходит поэтапное внедрение Программы обновлённого содержания образования, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся через компетентностный подход и систему критериального оценивания. Применительно к урокам русского языка и литературы — это значит, что учащиеся достаточно владеют языком, демонстрируют развитые коммуникативные навыки и успешно действуют в реальных условиях за пределами школы.
Для успешного решения задач развития функциональной грамотности школьников необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход: в начале года следует провести диагностику обучающихся, что позволит выявить уровень каждого, а впоследствии проводить правильную дифференциацию в ходе уроков. Следует проводить работу таким образом, чтобы коммуникативная компетенция стала частью культурной компетенции, что будет способствовать реализации воспитательных задач по формированию социально активной личности. Здесь помогут инновационные технологии, в частности, технологии развития критического мышления, проектной деятельности и методы активного обучения.
Повышают мотивацию обучающихся и помогают им глубже проникнуть в изучаемый материал стратегии «Верное — неверное утверждение», «Горячо-холодно», «Прогнозирование». На этапе работы с текстом любого вида можно использовать стратегии «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Заполнение графического органайзера», «Вопросы высокого и низкого порядка» (на уроках использую информационно насыщенные тексты). При завершении работы с текстом хорошо зарекомендовали себя стратегии «Эссе», «Микрофон», «Авторский стул», «Думай-обсуждай-делись!», «Синквейн», «Письмо по кругу».
В частности, на уроке русского языка в 7 классе, раздел «Молодёжная культура: Интернет и социальные сети», тема «Язык интернет-общения» я использую следующие стратегии на послетекстовом этапе (текст был дан учащимся в аудиоформате):
— стратегия «Эссе»: ответить на проблемный вопрос («Есть ли опасность засорения языка словами Интернет-сленга?»), аргументируя свою точку зрения (здесь же решаю проблему дифференциации);
— стратегия «Думай-обсуждай-делись!» способствует отбору лучшего продукта;
— стратегия «Авторский стул» позволяет учащимся услышать образцы лучших эссе в классе.
Проводя формативное оценивание, целесообразно применить стратегию «Аплодисменты».
Грамотный выбор стратегий позволяет достичь запланированного на уроке результата: писать разные виды эссе, в том числе аргументативное, выражая свое отношение к проблеме или авторской позиции, а также оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, структуры и логики изложения материала. Достижение целей каждого урока есть условие формирования компетентной конкурентоспособной личности, которая будет успешна в реалиях современного мира.
На этапе рефлексии хороший отклик учащиеся дают через стратегии «Закончи фразу», «Я-концепция», «Волшебные линеечки», «Три лица», «Мишень».
Применение технологий критического мышления и методов активного обучения в системе позволяют развивать ключевые и предметные компетенции учеников. Предложенные стратегии позволяют решить проблему информационной грамотности и коммуникативной компетентности школьников, которые является ключевым звеном в развитии функциональной грамотности учащихся.
Алентаева И.А.,
учитель русского языка
и литературы
КГУ «СОШ № 59»;
г. Караганда