Home » Учебно-методические материалы » РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

На данном этапе развития общества явно прослеживается необходимость реформ в области образования, что чётко обозначил в Послании к народу Казахстана от 10 января 2018 года Нурсултан Абишевич Назарбаев. Реалии диктуют свои условия для успешной социализации личности – это умение работать в команде, лидерские качества, активность и инициативность, правовая и экономическая грамотность, IT-компетентность.

Цель среднего образования – способствовать успешной социальной адаптации личности в быстро меняющемся современном мире. В школах Казахстана второй год проходит поэтапное внедрение Программы обновлённого содержания образования, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся через компетентностный подход и систему критериального оценивания. Применительно к урокам русского языка и литературы — это значит, что учащиеся достаточно владеют языком, демонстрируют развитые коммуникативные навыки и успешно действуют в реальных условиях за пределами школы.

Для успешного решения задач развития функциональной грамотности школьников необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход: в начале года следует провести диагностику обучающихся, что позволит выявить уровень каждого, а впоследствии проводить правильную дифференциацию в ходе уроков. Следует проводить работу таким образом, чтобы коммуникативная компетенция стала частью культурной компетенции, что будет способствовать реализации воспитательных задач по формированию социально активной личности. Здесь помогут инновационные технологии, в частности, технологии развития критического мышления, проектной деятельности и методы активного обучения.

Повышают мотивацию обучающихся и помогают им глубже проникнуть в изучаемый материал стратегии «Верное — неверное утверждение», «Горячо-холодно», «Прогнозирование». На этапе работы с текстом любого вида можно использовать стратегии «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Заполнение графического органайзера», «Вопросы высокого и низкого порядка» (на уроках использую информационно насыщенные тексты). При завершении работы с текстом хорошо зарекомендовали себя стратегии «Эссе», «Микрофон», «Авторский стул», «Думай-обсуждай-делись!», «Синквейн», «Письмо по кругу».

В частности, на уроке русского языка в 7 классе, раздел «Молодёжная культура: Интернет и социальные сети», тема «Язык интернет-общения» я использую следующие стратегии на послетекстовом этапе (текст был дан учащимся в аудиоформате):

— стратегия «Эссе»: ответить на проблемный вопрос («Есть ли опасность засорения языка словами Интернет-сленга?»), аргументируя свою точку зрения (здесь же решаю проблему дифференциации);

— стратегия «Думай-обсуждай-делись!» способствует отбору лучшего продукта;

— стратегия «Авторский стул» позволяет учащимся услышать образцы лучших эссе в классе.

Проводя формативное оценивание, целесообразно применить стратегию «Аплодисменты».

Грамотный выбор стратегий позволяет достичь запланированного на уроке результата: писать разные виды эссе, в том числе аргументативное, выражая свое отношение к проблеме или авторской позиции, а также оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, структуры и логики изложения материала. Достижение целей каждого урока есть условие формирования компетентной конкурентоспособной личности, которая будет успешна в реалиях современного мира.

На этапе рефлексии хороший отклик учащиеся дают через стратегии «Закончи фразу», «Я-концепция», «Волшебные линеечки», «Три лица», «Мишень».

Применение технологий критического мышления и методов активного обучения в системе позволяют развивать ключевые и предметные компетенции учеников. Предложенные стратегии позволяют решить проблему информационной грамотности и коммуникативной компетентности школьников, которые является ключевым звеном в развитии функциональной грамотности учащихся.

Алентаева И.А.,

 учитель русского языка

 и литературы

КГУ «СОШ № 59»;

г. Караганда

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*