Home » Учебно-методические материалы » Развитие функциональной грамотности через новые подходы в обучении

Развитие функциональной грамотности через новые подходы в обучении

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?   Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.   Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.   Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Условия для того, чтобы ученик стал функционально грамотным:

— учащиеся — активные участники процесса изучения нового материала

— учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

— в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.

Подбирая яркие тексты разной стилевой направленности, мы убеждаем учеников в том, что язык – форма отражения национальной культуры, и это важно не только для познания самого языка, но и для воспитания души – в этом мы видим возможность обратиться к внутренним резервам личности ребенка, помочь им раскрыться. Начинать обучение следует с образцовых примеров авторов классики, потому что в них четко передается идейное содержание. Классические образцы прививают любовь к слову, развивают умение внимательно работать с текстом. Отбор анализируемых образцов на уроках русского языка можно осуществлять по-разному: использовать материал, изучаемый на уроках литературы, рекомендованный для самостоятельного чтения или вызвавший интерес в процессе самостоятельного знакомства с новинками детской литературы.

Не следует забывать о том, что подбираемый художественный текст, используемый на уроках русского языка, несет многофункциональную направленность: становится не только языковым материалом для развития общеречевых умений и навыков, но и служит дидактическим материалом для лингволитературоведческого анализа в целом. Значение и интерпретация слова как символа возникновения мысли меняются в зависимости от того, какими умениями и навыками должен овладеть учащийся в процессе выполнения мыслительных операций, поэтому активизация познавательной деятельности в работе со словом (предложением, текстом) во многом определяется целями и задачами урока.

Следующим условием развития активности познавательной деятельности на уроке мы считаем использование заданий на развитие логического и образного типов мышления. Для этого необходимо на уроках создать условия реализации познавательной деятельности учащихся на основе:

— использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

— развития мотивации обучения каждого ученика в работе класса, направленной на успех в достижении целей урока;

— стимулирования логического мышления учащихся подбором заданий проблемно-поисковых, исследовательских, когнитивного типа;

— использования на уроке материала, позволяющего выбирать значимые для ученика вид и форму учебного содержания, уровень сложности;

— оценки деятельности ученика по процессу достижения цели, по качеству выполнения задания, по умению оперировать мыслительными процессами;

— поощрения стремления каждого учащегося находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути своей деятельности;

— создания ситуации общения на уроке, стимулирующего учащихся на проявление инициативы, самостоятельности, творчества в процессе познавательной деятельности;

— создания эмоционально-познавательного фона урока, способствующего наиболее полному проявлению естественного самовыражения. Недостаточно ограничиться только выявлением и развитием индивидуальных способностей и склонностей подростков в процессе организации деятельности на уроке, необходим поиск методов и приемов, средств обучения, которые обеспечат формирование универсальных способов познания, широкую практическую познавательную деятельность.

В реализации развивающего обучения мы предлагаем следующие принципы отбора дидактического материала, содержательный контекст которого способствует развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся:

1) социокультурный (содержание текста направлено на общее     восприятие      картины     мира,      формирование

у подростков позитивного отношения к общественным явлениям, воспитание нравственных качеств личности). Для развития лингвистической компетентности учащихся подбираем тексты о языке, о необходимости бережного отношения к слову, тексты об особенностях процесса создания       текста       как       творческой      деятельности, о восприятии искусства слова. Мысли известных писателей,    философов    хороши   в   качестве эпиграфов к урокам по развитию речи, учат культуре речи. На основе афоризмов великих мыслителей можно составить подборку материала, характеризующего творческий процесс, обращение со словом:

  1. Мысль – это ключ ко всем сокровищам (О.Бальзак). Без воображения невозможно никакое суждение (Аристотель).
  2. Литературное искусство состоит из двух отличных частей: наблюдение — выражение (Бальзак). Что хорошо понято, то легко  и  свободно  излагается  (В. Белинский).
  3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой).
  4. Я не знаю языка лучше, чем Лермонтова. Я бы так сделал: взял его  рассказ  и  разбирал  бы,   как  разбирают в школе, – по предложениям, по частям предложения. Так бы учился писать (А.Чехов).

2) когнитивный (наличие познавательного информативного потенциала текстов, выполняющих аналитическую образовательную функцию). Когнитивный подход обусловлен наличием в дидактическом материале следующих свойств:

— понятийно-образных средств, необходимых для объединения частей и целого, целостного образа и отдельных фрагментов знания,

—  логико-смысловой  двух  компонентности,  обеспечивающей  объединение логического (графического) и смыслового понятий,

— свойства опоры мышления, необходимого для оперирования, воссоздания или исключения избыточной информации, которое достигается благодаря расположению ключевых слов по признаку наибольшей смысловой близости, при которой возникает ассоциативное сцепление и образуется семантически связная система,

— свойства неопределенности представления знания, необходимого для активизации познавательной деятельности, обеспечивается особым – «разобранным» способом и одновременно семантически связанной информацией.

Когнитивный принцип активизирует процессы мышления, направленные на развитие системы логических операций, способствует возникновению ассоциативных связей между изучаемыми явлениями в процессе моделирования. В результате организации такой деятельности смещается интерес от содержательно-предметной характеристики познавательной деятельности (что человек думает) к способам ее организации (как человек думает), при этом каждый учащийся в процессе выполнения мыслительных операций использует наиболее удобные для него способы переработки информации при решении проблемных заданий;

3) информативно-познавательный (наличие информативности познавательного характера текста, необходимого для формирования языковой и коммуникативной компетенций на основе функционального подхода к изучению языковых явлений). Информативно-познавательный дидактический материал подбирается из текстов научно-популярной литературы, содержащей дополнительные сведения по разным понятиям учебных предметов. Наибольший интерес у подростков вызывают тексты об экологии окружающей природы, об открытиях в области химии, физики, о загадках Вселенной;

4) сензитивный (соответствие содержания текста и его языкового оформления возрастному уровню развития учащихся). Сензитивный принцип строится на основе соответствия отбора дидактического материала развитию общеучебных умений подростков возраста 12–13 лет. Современные программы по ряду учебных предметов требуют от учащихся 6–7-х классов умения владеть определенными навыками мыслительной деятельности, логическими операциями, творческой деятельностью. Например, умения оценочного характера на уроках русского языка и литературы в 6–7-х классах (дать оценку явлению; составить характеристику героя; выявить отношение автора текста к изображаемому; сопоставить героев, явления, признаки понятия) подкрепляются аналогичными умениями учащихся на уроках истории, обществознания, физики (сравнить результаты наблюдаемого явления до эксперимента и по окончании; на основе причинно-следственных связей оценить значимость   события  в  истории    государства   и  т.д.).

В организации развивающего обучения данные принципы подбора дидактических материалов обеспечивают:

— многомерное моделирование знаний при выполнении подготовительной, обучающей и поисковой деятельности,

— усиление научно-познавательного потенциала учебного предмета путем повышения уровня изложения учебного материала,

— интеграцию знаний при включении в содержание темы гуманитарного фона научного знания,

— актуализацию воспитательного потенциала учебного предмета посредством переживания научного знания художественно-эстетическим способом и оценивания его прикладной, нравственной значимости,

— развитие таких качеств мышления учителя и ученика, как многомерность, произвольность, ассоциативность, образность, высвобождаются внутренние ресурсы мышления для оперирования дополнительной информацией,

— повышение активности познавательной деятельности путем анализа и синтеза, творческого использования знаний в новой ситуации, самовыражения учащегося при составлении новых текстов.

Таким образом, при благоприятных и рациональных методах обучения, создании развивающей познавательной среды школьники повышают уровень умственного развития и осмысленно выполняют различные операции, требующие напряжения мышления в новой ситуации. Возникает необходимость максимально раскрывать перед учащимися механизмы логического мышления с целью осознанного использования их в учебной работе, повышать внимание   учащихся   к   сущности    изучаемых   явлений, к семантике и взаимосвязи единиц всех языковых уровней. В свою очередь это связано  с умением учителя планировать познавательную деятельность учащихся через создание на уроке развивающей среды обучения, максимальную реализацию предметно-содержательного контекста учебной программы и подбор дидактического материала, повышающего мотивацию обучения, что приводит к более прочному, осознанному усвоению материала, к совершенствованию умений учащихся владеть навыками мыслительных операций.

 

Тойганбекова Ш.М.

зав.каф. «ППСОП» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

 по Жамбылской области, к.п.н., доцент,асс/профессор

 

 

Список использованной  литературы:

  1. Оганезова Л.М., Современный урок: инновационные уроки. Издательство «Учитель», 2015.
  2. 2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 2013.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии.М., 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*