(методические рекомендации)
Внедренная программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи.
При проектировании содержания предметов использованы принцип спиральности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно — по темам и классам, переходя от простого к сложному. Он удобен для изучения, доступен и понятен как учащимся, так и педагогам. Принцип спиральности обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.
На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы. Сквозные темы способствуют установлению внутрипредметных и межпредметных связей, формированию знаний, умений, ценностных ориентаций и норм поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения со многими учебными предметами. Например, такие сквозные темы, как «Мир вокруг нас», «Моя семья и друзья», «Традиции и фольклор» и другие, включенные в учебные предметы, очень важны для формирования нравственных и патриотических ценностей у наших детей в процессе всей учебы.
Что происходит при реализации спирального принципа? Темы повторно рассматриваются каждый семестр; учащиеся повторно изучают предмет на разных уровнях и каждый последующий уровень сложнее и обширнее предыдущего. Как доказательство приведу пример из учебной программы по естествознанию. Раздел 2.Живая природа (напомню, что цели обучения представлены как ожидаемые результаты)
Таблица 1.
Раздел 2.Живая природа
Цели обучения | ||||
Подразделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2.1 Растения | 1.2.1.1.1определять основные характеристики растений и их жизненные формы;
1.2.1.2. различать основные части растений;
1.2.1.3. различать дикорастущие и культурные растения; | 2.2.1.1. исследовать возможность произрастания растений в различных условиях; 2.2.1.2 описывать сезонные изменения у растений;
2.2.1.3. описывать функции основных частей растений; | 3.2.1.1. объяснять выделение кислорода растениями в процессе фотосинтеза;
3.2.1.2. объяснять способы приспособления растений к различным условиям окружающей среды(тепло, влага, свет); 3.2.1.3. описывать природные сообщества своего региона; | 4.2.1.1.1 определять роль растений в пищевой цепи;
4.2.1.2. описывать жизненный цикл растений;
4.2.1.3. описывать образование семян в результате опыления; |
Цели обучения демонстрируют, какие формируются знания и умения: от знания основных характеристик растений до определения роли растений в пищевой цепи. Действительно, от простого к сложному.
Вот еще пример из математики. Раздел 3. Элементы геометрии.
Таблица 2.
Раздел 3. Элементы геометрии
Цели обучения | ||||
Подразделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
3.1 Геометрические фигуры и их классификация | 1.3.1.1. распознавать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии, отрезок, луч, угол | 2.3.1.1. распознавать и называть виды углов (прямой, острый, тупой); определять существенные признаки прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника
| 3.3.1.1. распознавать и называть окружность, круг и их элементы(центр, радиус, диаметр); различать симметричные и несимметричные плоские фигуры и соотносить их с предметами окружающего мира | 4.3.1.1. распознавать и называть прямоугольный треугольник, его элементы (катеты и гипотенуза), куб, прямоугольный параллелепипед и их элементы (вершины, ребра, грани) |
1.3.1.2. различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), пространственные фигуры(куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира | 2.3.1.2. Классифици ровать многоугольники | 3.3.1.2. Классифици ровать геометрические фигуры | 4.3.1.2. Классифици ровать треугольники |
Знания и умения из раздела «наращиваются» постепенно от распознавания геометрических фигур, которые легче всего усвоить, затем построить (например: от луча до прямоугольного параллелепипеда, или от знания о треугольнике как плоской фигуре до классификации их)
Не зря сказано «новое – это хорошо забытое старое». Ведь именно так была простроена учебная программа, в частности, по математике. В обновленном содержании этому придали четкость и лаконичность (в формулировке целей, например). Это, я считаю, положительное изменение в учебной программе.
Одна из задач современного учителя начальной школы — это формирование межпредметной компетенции учащихся.
А межпредметная компетенция – это система знаний, умений и навыков, сформированная интегрированными знаниями о веществах, явлениях и процессах.
Приведу пример межпредметной интеграции через сквозную тему «Традиции и фольклор». На уроках литературного чтения изучается тема «Пословицы и поговорки», дети усваивают понятия «пословица», «поговорка», определяют тему пословиц, ее поучительный смысл. На уроке русского языка есть тема «Народная мудрость»; выполняются такие задания: найди и исправь ошибки в пословицах (учебник «Русский язык» с.64, у.1) Или вот еще упражнение.
7.Согласуй имена прилагательные с именами существительными в пословицах, запиши, что получилось (учебник с.66 у.7):
1) (Добрый) м…лчание лучше (пустой) борм…тания.
2) (Маленький) дело лучше (б…льшой) безделья.
3) (Р…дной) ст…р…на – мать, (чужой) – мачеха.
4) Одежда х…р…ша (новый), а дру… — старый.
Помимо грамматических заданий дети ещё объясняют смысл данных пословиц.
Как видим, темы перекликаются, на уроке русского языка закрепляется понятие «пословица», которое было усвоено на уроке литературного чтения. Вот тут и формируется межпредметная компетенция (в частности грамотность чтения). Я хочу отметить, что межпредметные компетенции эффективнее формировать на предметах гуманитарного направления (литературное чтение и русский язык).
Формированию математической и естественнонаучной грамотности у второклассников содействует изучение темы «Почему за зимой весна приходит» на уроке естествознания и темы «Величины и их единицы» на уроке математики. На математике дети усвоили понятие «величины, единицы величин», «единицы измерения времени», умения преобразовывать величины, складывать и отнимать величины (по спиральному принципу с первого класса). На естествознании изучается понятие «календарь» и для закрепления темы я приготовила такие задания:
— сколько месяцев в двух годах, трех?
— сколько часов в трёх сутках?
— 14 суток – это сколько недель?
— Земля двигалась вокруг своей оси 48 часов, сколько суток это заняло?
— по сколько месяцев в каждом времени года?
Мои ученики отметили, что такие задания они выполняли на уроке математики. Я же сказала детям, что всё в жизни взаимосвязано, в том числе учебные дисциплины, без математических знаний и умений трудно усваивать знания и умения, например, по естествознанию.
Однако, не всегда получается уделять время интеграции, например, на уроке математики в учебнике есть пословицы о труде и дружбе, причём на казахском и русском языкам и дано задание объяснить смысл пословиц. А ведь тема урока «Задачи в два действия», и каждая минута дорога. Надо и таблицу умножения и деления закрепить, и новый вид задач в два действия усвоить. Это в сквозной теме «Традиции и фольклор». Один из учеников спросил, для чего пословицы в учебнике математики, еще и на казахском языке. Действительно, математика формирует вычислительные навыки, логическое мышление, умение применять эти навыки в повседневной жизни. Я дала прочитать пословицы ученику с высокой техникой чтения и попросила объяснить смысл пословиц тех учеников, у которых хорошо развита речь. Таким образом, я сэкономила время.
В разделе «Традиции и фольклор» в учебнике русского языка обилие заданий, например, «Сделай сам игру», где надо вырезать фигурки животных из журналов. Это задание я перенесла на урок художественного труда. Это как один из вариантов решения интеграции уроков.
1.Приготовь фон.
2.Вырежи из журналов фигурки животных.
3.Раскладывай картинки так, чтобы получилась небылица.
4.Сочиняй и записывай.
Здесь формируется межпредметная компетенция: умение работать с бумагой, ножницами, клеем (технический труд) и умение сочинять небылицы. Переплелись, интегрировались три предмета: русский язык (рассказывают, какие глаголы использовали), художественный труд (работа с бумагой), литературное чтение(закрепление понятия «небылица», умение составлять небылицу). Еще наблюдается реализация спирального принципа: понятие «небылица» изучалось в первом классе, во втором уже учащиеся сами сочиняют небылицу.
Как учитель-практик я пришла к выводу, что спиральность учебных программ, сквозные темы действительно содействуют формированию межпредметных компетенций младших школьников. Обучение проходит не разрозненными отдельными учебными дисциплинами, а гармонично, в комплексе. Синтезируя традиционные и инновационные стратегии обучения, педагоги смогут активизировать познавательную деятельность школьников, а это приведет к формированию функциональной грамотности школьников.
Масакбаева Жанар Сатбековна,
заместитель директора
средней общеобразовательной школы №4
города Экибастуза
Павлодарской области.