Home » Учебно-методические материалы » Реализация спирального принципа формирования межпредметных компетенций

Реализация спирального принципа формирования межпредметных компетенций

(методические рекомендации)

Внедренная  программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна  осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи.

При проектировании содержания предметов использованы принцип спиральности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно — по темам и классам, переходя от простого к сложному. Он удобен для изучения, доступен и понятен как учащимся, так и педагогам. Принцип спиральности обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы. Сквозные темы способствуют установлению внутрипредметных и межпредметных связей, формированию знаний, умений, ценностных ориентаций и норм поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения со многими учебными предметами. Например, такие сквозные темы, как «Мир вокруг нас», «Моя семья и друзья», «Традиции и фольклор» и другие, включенные в учебные предметы, очень важны для формирования нравственных и патриотических ценностей у наших детей в процессе всей учебы.

Что происходит при реализации спирального принципа? Темы повторно рассматриваются каждый семестр; учащиеся повторно изучают предмет на разных уровнях и каждый последующий уровень сложнее и обширнее предыдущего. Как доказательство приведу пример из учебной программы по естествознанию. Раздел 2.Живая природа (напомню, что цели обучения представлены как ожидаемые результаты)

Таблица 1.

Раздел 2.Живая природа

Цели обучения
Подразделы1 класс2 класс3 класс4 класс
2.1 Растения1.2.1.1.1определять основные характеристики растений и их жизненные формы;

 

 

1.2.1.2. различать основные части растений;

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1.3. различать дикорастущие и культурные растения;

2.2.1.1. исследовать возможность произрастания растений в различных условиях;

2.2.1.2 описывать сезонные изменения у растений;

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1.3. описывать функции основных частей растений;

3.2.1.1. объяснять выделение кислорода растениями в процессе фотосинтеза;

 

3.2.1.2. объяснять способы приспособления растений к различным условиям окружающей среды(тепло, влага, свет);

3.2.1.3. описывать природные сообщества своего региона;

4.2.1.1.1 определять роль растений в пищевой цепи;

 

 

 

4.2.1.2. описывать жизненный цикл растений;

 

 

 

 

 

 

 

4.2.1.3. описывать образование семян в результате опыления;

 

Цели обучения демонстрируют, какие формируются    знания и умения: от знания основных характеристик растений до определения роли растений в пищевой цепи. Действительно, от простого к сложному.

Вот еще пример из математики. Раздел 3. Элементы геометрии.

Таблица 2.

Раздел 3. Элементы геометрии

Цели обучения
Подразделы1 класс2 класс3 класс4 класс
3.1 Геометрические

фигуры и их

классификация

 1.3.1.1.

распознавать

и называть геометрические

фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная, замкнутая и

незамкнутая линии,

отрезок, луч, угол

 2.3.1.1.

распознавать и называть виды углов (прямой, острый, тупой); определять существенные признаки прямоугольника,

квадрата, прямоугольного

треугольника

 

 

 

 

 3.3.1.1.

распознавать и называть окружность, круг и их элементы(центр,

радиус, диаметр);

различать симметричные и несимметричные

плоские фигуры и соотносить их с предметами окружающего мира

 4.3.1.1.

распознавать и называть прямоугольный треугольник, его

элементы (катеты и гипотенуза), куб, прямоугольный параллелепипед и их элементы

(вершины, ребра, грани)

 1.3.1.2.

различать плоские

фигуры (треугольник,

круг, квадрат, прямоугольник), пространственные фигуры(куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира

2.3.1.2.

Классифици

ровать

многоугольники

3.3.1.2.

Классифици

ровать

геометрические фигуры

4.3.1.2.

Классифици

ровать

треугольники

Знания и умения из раздела «наращиваются» постепенно от распознавания  геометрических фигур, которые легче всего усвоить, затем построить (например: от луча до прямоугольного параллелепипеда, или от знания о треугольнике как плоской фигуре до классификации их)

Не зря сказано «новое – это хорошо забытое старое».  Ведь именно так была простроена учебная программа, в частности, по математике. В обновленном содержании этому придали четкость и лаконичность (в формулировке целей, например). Это, я считаю, положительное изменение в учебной программе.

Одна из задач современного учителя начальной школы  — это формирование межпредметной компетенции учащихся.

А межпредметная компетенция –  это система знаний, умений и навыков, сформированная интегрированными знаниями о веществах, явлениях и процессах.

Приведу пример межпредметной интеграции через сквозную тему «Традиции и фольклор». На уроках литературного чтения изучается тема «Пословицы и поговорки», дети усваивают понятия «пословица», «поговорка», определяют тему пословиц, ее поучительный смысл. На уроке русского языка есть тема «Народная мудрость»; выполняются такие задания: найди и исправь ошибки в пословицах (учебник «Русский язык» с.64, у.1) Или вот еще упражнение.

7.Согласуй имена прилагательные с именами существительными в пословицах, запиши, что получилось (учебник с.66 у.7):

1) (Добрый) м…лчание лучше (пустой) борм…тания.

2) (Маленький) дело  лучше (б…льшой) безделья.

3) (Р…дной) ст…р…на – мать, (чужой) – мачеха.

4) Одежда х…р…ша (новый), а дру… — старый.

Помимо грамматических заданий   дети ещё объясняют смысл данных пословиц.

Как видим, темы перекликаются, на уроке русского языка закрепляется понятие «пословица», которое было усвоено на уроке литературного чтения. Вот тут  и формируется межпредметная компетенция (в частности грамотность чтения). Я хочу отметить, что межпредметные компетенции эффективнее формировать на предметах гуманитарного направления (литературное чтение и русский язык).

Формированию математической и естественнонаучной грамотности у второклассников содействует изучение темы «Почему за зимой весна приходит» на уроке естествознания и темы «Величины и их единицы» на уроке математики.  На математике дети усвоили понятие «величины, единицы величин»,  «единицы измерения времени», умения преобразовывать величины, складывать и отнимать величины (по спиральному принципу с первого класса). На естествознании изучается понятие «календарь» и для закрепления темы я приготовила такие задания:

— сколько месяцев в двух годах, трех?

— сколько часов в трёх сутках?

— 14 суток – это сколько недель?

— Земля двигалась вокруг своей оси 48 часов, сколько суток это заняло?

— по сколько месяцев в каждом времени года?

Мои ученики отметили, что такие задания они выполняли на уроке математики.  Я же сказала детям, что всё в жизни взаимосвязано, в том числе учебные дисциплины, без математических знаний и умений трудно усваивать знания и умения, например, по естествознанию.

Однако, не всегда получается уделять время интеграции, например, на уроке математики в учебнике есть пословицы о труде и дружбе, причём на казахском и русском языкам и дано задание объяснить смысл пословиц. А ведь тема урока «Задачи в два действия», и каждая минута дорога. Надо и таблицу умножения и деления закрепить, и новый вид задач в два действия усвоить. Это в сквозной теме «Традиции и фольклор».  Один из учеников спросил, для чего пословицы в учебнике математики, еще и на казахском языке. Действительно, математика формирует вычислительные навыки, логическое мышление, умение применять эти навыки в повседневной жизни.  Я дала прочитать пословицы ученику с высокой техникой чтения и попросила объяснить смысл пословиц тех учеников, у которых хорошо развита речь. Таким образом, я сэкономила время.

В разделе «Традиции и фольклор» в учебнике русского языка обилие заданий,  например, «Сделай сам игру», где надо вырезать фигурки животных из журналов. Это задание я перенесла на урок художественного труда.  Это как один из вариантов решения интеграции уроков.

1.Приготовь фон.

2.Вырежи из журналов фигурки животных.

3.Раскладывай картинки так, чтобы получилась небылица.

4.Сочиняй и записывай.

Здесь формируется межпредметная компетенция: умение работать с бумагой, ножницами, клеем (технический труд) и умение сочинять небылицы. Переплелись, интегрировались три предмета: русский язык (рассказывают, какие глаголы использовали), художественный труд (работа с бумагой), литературное чтение(закрепление понятия «небылица», умение составлять небылицу). Еще наблюдается реализация спирального принципа: понятие «небылица» изучалось в первом классе, во втором уже учащиеся сами сочиняют небылицу.

Как учитель-практик я пришла к выводу, что спиральность учебных программ, сквозные темы действительно содействуют формированию межпредметных компетенций младших школьников. Обучение проходит не разрозненными отдельными учебными дисциплинами, а гармонично, в комплексе. Синтезируя традиционные и инновационные стратегии обучения, педагоги смогут активизировать познавательную деятельность школьников, а это приведет к формированию функциональной грамотности школьников.

Масакбаева Жанар Сатбековна,

заместитель директора

средней общеобразовательной школы №4

города Экибастуза

Павлодарской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*