Цель образования должна быть скорее в том, чтобы учить нас как думать, чем о чем думать.
Жан-Жак Руссо
Почему я должна измениться? Я должна это сделать или могу и не делать? Вот мои искомые вопросы, на которые искала ответы, делая этот отчет. Я учитель начальных классов, и как никто другой знаю насколько трудно работать в классе, где меня многие еще не понимают достаточно хорошо, так как присутствует языковой барьер, и когда я вижу, что у детей нет огонька в глазах, я начинаю понимать, что где-то пошло не так. и надо найти быстро выход.
21 век-технологично стремительно меняет все на своем пути. Даже время стало двигаться быстро. Мы свидетели бурного подъема нашей независимой страны, впереди нас ожидает почетное право проведения международной выставки ЭКСПО 2017.
Образование не может остаться в стороне. Здесь происходят кардинальные перемены! Образование вступило на новый качественный уровень. Главная роль принадлежит нам-учителям.
Прослушав опытные курсы тренеров, я изучала новые подходы в преподавании и обучении. Пришлось много пересмотреть прежде всего в своей жизни.
С первых минут мы изучали идеи современных психологов, педагогов и тут же их отрабатывали на практических занятиях «Лицом к лицу». Все мои изначальные знания теоретические и практические изменились «напрочь» изменились мои убеждения, а новое применение изменило полностью. Применяя новые подходы в преподавании и обучении в своем 2 «Б» классе, я увидела положительные изменения, произошедшие с моими учениками. Коллаборативная среда принесла свои плоды так как это обучение личная философия, а не только учебный прием. Дети спокойные, делают только то, что требуется для получения хорошей оценки. Никаких вопросов, никаких лишних высказываний. Пришли, послушали, ответили, решили, получили свои оценки и ушли. Класс состоит из 20 учеников по итогам успеваемости по математике трое отличников, восемь хорошистов, неуспевающих нет, но имеющих низкую мотивацию девять учеников. Составляя краткосрочное планирование, я учитывала возрастные особенности и уровень обученности данного класса. По календарно-тематическому планированию у меня было запланировано на изучение темы: «Цена, количество, стоимость» три часа. Целью первого урока по таксономии Блума: знать формулу нахождения всех величин и их взаимосвязь, алгоритм нахождения. При разработке урока основной целью была вовлечение в образовательный процесс всех учащихся. Научить детей задавать вопросы, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и умение слышать и слушать других. Уметь оценивать и спорить по поводу выставленных оценок, побольше улыбаться и смеяться. Для себя поставила цель быть не просто учителем, а и еще наставником, товарищем к которому можно обратиться по любому вопросу. Урок начался с моей улыбки и приветствия, чтобы в классе разрядилась обстановка и ученики стали чувствовать себя комфортно, работая на уроках с пожеланиями радости и добра друг к другу. Не все дети показывали свои эмоции, некоторые были как обычно сдержанны и у некоторых было изумление на лицах, чувствовалась какая-то неуверенность детей с разными темпераментами, что было очень заметно. Такое начало было для моих детей необычно, хотя они уже работали по — новому на других уроках, но ни как не ожидали это от математики, необычное начало дало неплохой результат и в течении всего урока класс был настроен на все новое. Конечно не бывает все «ровно и гладко», не у всех получилось быстро сообразить и сделать, что занимало больше времени, чем запланировано. Здесь я думаю сказались возрастные особенности и языковой барьер, т. к. контингент учащихся дети узбекской национальности, которые не умели и даже не понимали русского языка. И иногда при разговоре и ответах используют неправильную и неграмотную речь, и потом стесняются вообще отвечать. При планировании последующих уроков замечания постепенно исправлялись с каждым пробным занятием. На своих уроках планирую групповую работу, с целью развития у детей коммуникативных и управленческих способностей, умение слушать и слышать собеседника, для этого использую наглядные ресурсы, карточки, схемы, таблицы, тренажеры. Дети сами составляют правило работы в группе и делая замечания друг другу. При объединении в группы были проблемы, все хотели сесть с отличниками и хорошистами в одной команде. Хотя все задания составила на первый урок, где дети справились все. Группы получились совершенно разные, где-то была: группа с детьми с высокой мотивацией и сразу брали лидерство на себя, другая группа была из детей слабой и средней мотивацией, вызывая у меня беспокойство, но просмотрев записи в тетради и учебники, смогли справиться с заданием, где сыграла в очередной раз важную роль групповая работа. Планируя следующий урок, я учла и использовала разноуровневые задания, на последующих уроках все наши объединения в группы и игры для создания коллаборативной среды проходили все лучше, интереснее и без проблем, хотя какие-то маленькие проблемки возникают, но в условиях нового подхода, решаются детьми безболезненно и даже в веселом настроении. Я считаю, что со временем использование данного модуля даст хороший результат. Дети становятся открытые, более заинтересованные, меньше боятся сделать неправильно, так как любой даже неправильный ответ — это тоже ответ и в любом случае есть помощь из твоей группы. Проводя «Мозговой штурм» по пройденной теме, мне нужно было узнать уровень знаний класса, чтобы правильно провести дальнейшие действия, связанные с новой темой. При устном счете дети затруднялись в запоминании сложных чисел в виде математического счета, что было мной учтено при последующем планировании. Так постепенно мы подошли к нашему основному моменту новая тема и его цели. При наводящих вопросах и иллюстрациям к урокам, дети догадались и были предположения, что речь пойдет о покупках, о приобретении товара в магазинах, и что сегодня нам предстоит самим быть покупателями — это сегодня актуальная, жизненная тема, как для взрослых и уже становится для детей. Для мобилизации группы было задание на скорость (3 мин.) Найти ключевое слово, зашифрованное в заданиях по различным степеням сложности. Данной работой хотелось привлечь детей к сотрудничеству, что и получилось. Далее, отгадав это задание, дети работают творчески, ознакамливая нас с новыми понятиями, где все это находит свое применение? Были следующие понятия: Магазин, Универсам, Ярмарка. Для того чтобы дать детям возможность передохнуть прежде чем перейти к следующему этапу, мы провели веселую физминутку, так как движение-под любым предлогом и как можно больше-способствует мозговой деятельности человека. Это азы физиологии. С этой целью я использовала видеозапись разминки, она позволяет в доступной для учащихся форме отвлечься и сменить роль деятельности, а после с новыми силами приступить к следующей работе. По алгоритму, составленному на дополнительной доске, а также на карточках выполнить следующее задание: отправиться за покупками в школьный магазин, покупая лишь тот товар, который соответствует выбранному слову, где уже будет происходить отбор товара, дети сами выбирают, что подходит для их покупательской корзины, расплачиваясь при этом нужной денежной купюрой, считая, отсчитывая при этом самостоятельно и при чем у всех правильно идет отсчет денег. Затем покупка оформлялась в специальной таблице, где нужно правильно сориентировать необходимые величины и посчитать правильно, определить стоимость товара, необходимое количество и цену. Где дети работали, анализируя в парах, построение таблицы, и правильный расчет купленного ими товара. Дети, играя понимали важное значение нового понятия: визуально, практически, реально, экономически. Эта модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Хотя, задания были в основном одинаковы, у каждой группы были подходы и ответы разными. При защите постеров, дети провели взаимопроверку. Явным минусом этого этапа была недостаточна развитая речь и мало опыта во взаимообучении. Поэтому выступления групп не совсем были удачными. Думаю, эту преграду можно преодолеть со временем, по мере накопления нового опыта. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя. (Руководство стр.163). В данной работе была проведена парная работа и формативное взаимооценивание, также шла кумулятивная беседа, комментарий, анализ ошибок. Группы с интересом ждали, как их оценивали одноклассники. Данной возрастной группе интересно мнение окружающих об их деятельности. Я учу своих учеников быть осторожными в выборе выражений для формативного отзыва, так как «понизить чью-либо самоэффективность легче, чем повысить ее.» (Руководство для учителя, стр.132.) Конечно, не все команды справились правильно. Всеми этими действиями я хотела узнать, как будут работать мои дети в малых группах, как они себя будут вести, каковы будут их действия и, бездействия, понравится ли им такая работа, что мне нужно будет исправить на следующих уроках, чтобы в полной мере использовать идеи семи модулей программы. Итак, работа в группах дает следующее: основной состав группы работает по мере своих возможностей, а основную работу на себя берет лидер, в то же время все остальные просматривают материал учебника или дополнительную информацию, предлагая уже свои идеи, исследовательская беседа, где развивается критическое мышление, так как один сомневается, другой показывает и доказывает, третий внимательно слушает и вникает. «Взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Мерсер. Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу для разговора для стимулирования и развития учащихся «(Руководство стр.135.) Работа над проектом, это еще и творческая работа в которую дети попытались внести свои мысли, как например красиво оформить ,каким выделить цветом, чтобы было видно всем. На этом уроке у меня получились группы по шесть, семь человек, но оказалось, что это слишком много, на других, втором и третьем, я уже сократила количество до четырех, так как в некоторых группах дети многие сидели просто, и отвлекали других. Еще один минус не все видели материал нужным для данной работы, здесь учащиеся сами поняли незнание прошлого, не дает понять новое. После окончания данной работы я провела формативное оценивание каждого с помощью сигнальных цветных фишек: красного, синего, зеленого. И попросила отнестись серьезно к своему оцениванию по лестнице успеха, и увидела реальную картину, что кто –то переоценил свои возможности, но были и те, кто критически к себе отнесся. Но, объяснив, я им сказала, что на ошибках учатся, конечно, похвалив их за проделанную работу. «Оценивание для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученик, могут предпринять, чтобы развиваться дальше». (Руководство стр.163.) Следующее задание было на закрепление вывести формулы нахождения новых величин, с помощью практического шаблона Помогатора». Дети с легкостью определяли неизвестную величину, даже дети со слабой мотивацией смогли найти взаимосвязь между неизвестными величинами. В конце урока-игры дети смогли найти нужную купюру и смогли умело рассчитаться и определить сколько необходимо получить сдачи, каждый учащийся смог самостоятельно купить и расплатиться за товар в таких играх дети чувствуют себя очень ответственными за свои совершенные действия. Далее на стадии рефлексии, учащимся было предложено оценить усвоенность этого этапа урока на лестнице успеха, повесить в виде смайликов на тот уровень, где он оказался на нашем уроке, с помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, кто понял изученный материал урока, и как справились с заданиями, какие были у кого трудности, как их в дальнейшем преодолеть. Я пришла к выводу, что при планировании последующих уроков в классе нужно: тщательно дифференцировать задания, чтобы они не оказались слишком сложными или слишком простыми, продумать стратегии, которые помогут максимальным образом включить в работу слабых учеников. В целом, я думаю, добилась своей цели, которую ставила на первый урок, это активизировать деятельность детей, не бояться работы в группе, не бояться высказывать свои идеи хотя бы в группе, быть лидером в команде и брать на себя ответственность. Настроить детей на желание «умения обучаться». Так же учащиеся сами нашли тему урока и выдвинули цели задачи, к чему мы пришли к концу урока. В течении всего урока я старалась меньше говорить и побольше слушать, ненавязчиво приводить учащихся к намеченному результату, так как «даже без ведущей роли или очевидного высокого положения учитель может использовать профессиональные качества и нравственные убеждения для воздействия на окружающих и инициирования изменений, а также для совершенствования тактических навыков и развития стратегического мышления ( руководство стр.192). Все свои огрехи ошибки, допущенные мной, я исправляла в течении остальных трех уроков, конечно, нельзя все сделать и построить идеально, но впереди у меня есть время, чтобы подготовиться и глубже изучить все семь модулей программы для своей дальнейшей работы. Я еще раз пересмотрела свои уроки и как бы взглядом со стороны, просмотрев видеосъемку, я увидела и наметила для себя, как еще лучше можно провести, ту или иную стратегию или метод, для того чтобы мои уроки были более продуктивны, и мои ученики были «способны обучаться и решать проблемы» (Рук.стр.182.) Сейчас я понимаю, что эти шаги по изменению и улучшению моей практики—-Это только начало больших изменений, и нам всем необходима взаимная поддержка. НАМ ВСЕМ НАДО ДЕЛАТЬ ЧТО-ЛИБО ПО -ДРУГОМУ! Но для этого все должны быть заинтересованы в сотрудничестве. А дети всегда любят что –то новое, они легки на подъем, любят изменения и не терпят однообразия, монотонности и скуки им нравятся новые интересные загадочные уроки. В своих интервью хорошо проявляют себя «троечники и хорошисты», они спорят находят личные решения, потому что чувствуют, что с ними считаются, и следовательно, я перешла на диалоговое обучение, которое считаю необходимым качеством современной новой школы. Цель ОБРАЗОВАНИЯ-ЭТО НЕ ЗНАНИЯ, а ДЕЙСТВИЯ…… Герберт Спенсер.
Абуллаева Тамара Арапповна,
Южно-Казахстанская область,
Сайрамский район,
село Аксукен,
ОСШ №97 имени Сураншы батыра,
,