Home » Детский сад » Роль игровой деятельности в формировании психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Роль игровой деятельности в формировании психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Образование для всех — это главный принцип политики суверенного государства Республики Казахстан. Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в своем  Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018г. делает акцент на то, что основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде [1].

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе  образования, создающее развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей [2].  Дошкольное образование выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В Государственном  общеобязательном  стандарте дошкольного воспитания и обучения (ГОСО РК от 23 августа 2012 года № 1080, с изменениями от 13 мая 2016года) сформированные базовые компетентности ребенка, которые показывают модель выпускника дошкольной организации обозначены: 1) физически развитый; 2) любознательный; 3) активный; 4) эмоционально отзывчивый; 5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками и т.д. [3].

Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим на практике существует запрос к педагогу-психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе.

Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может [4].

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения [5].

В нашей стране проблемой психологической готовности детей к школе занимались следующие казахстанские ученые, педагоги, дидакты, психологи (Б.Р.Айтмагамбетова), Н.Д.Хмель, Г.А.Уманов, Г.К.Коянбаев, Р.С.Толеубекова,  А.А.Бейсенбаева) [6].

Особенно важная роль в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, которые готовят переход ребенка к младшему школьному этапу, принадлежит игровой деятельности, которая не только развивает их мышление, восприятие, движение, но и формирует мотивационную готовность ребенка к школе.

CогласноД.Б. Эльконину, игра на протяжении дошкольного возраста, является ведущим видом деятельности, который способствует развитию характерных именно для данного возраста новообразований [7].

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорил он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде …» [8].

Основная проблема на современном этапе в условиях перехода на 12-летнее обучение, наблюдается тенденция превращения подготовительных групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, что вызвано повышением требований к их уровню при поступлении детей в школу. Это приводит к сокращению времени, предназначенному для ведущей деятельности старших дошкольников — игры.    В результате дети осваивают игровую деятельность недостаточно эффективно, урывками. Игра при этом не может являться полноценной основой для эффективного личностного развития детей.

Существуют различные теории  психологов, изучающих психологическую готовность к школе.

Подробно рассмотрим теории психологов. В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой [9].

В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».  Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника [10].

А.В.Запорожец под готовностью ребенка к школе понимал целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Наряду с этим существенное значение он придавал приобретенному детьми запасу элементарных знаний об окружающем, простейшим навыкам практической и умственной работы, достигнутому ими уровню развития мышления и речи, а также познавательных процессов, степени сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально-значимой деятельностью, направленной на усвоение школьного курса основных наук [11].

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу и др. [12]

Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. Дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание учиться.

“Внутренняя позиция школьника”, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку [13].

Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

К концу дошкольного возраста интенсивно наращиваются те психологические новообразования, которые обеспечивают переход к новой качественной форме жизнедеятельности.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в рамках которой происходит познавательная и эмоциональная децентрация – один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения, функционирующий на основе способности к восприятию точки зрения другого человека.

Подготовить ребенка к школе — это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе; вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.

В своём высказывании, выдающий советский  педагог В.А.Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [14], подчёркивает, что роль игровой деятельности в развитии и воспитании ребенка огромна. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «… Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»[14, с. 65].

Психика ребенка-дошкольника развивается в игре, поскольку в дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра как ведущая деятельность уступает место учению. Но это происходит только в том случае, если в игре возникли предпосылки будущих новообразований младшего школьного возраста. Анализируя переход от дошкольного возраста к школьному возрасту, Л. С. Выготский писал: «Путь от игры к внутренним процессам в школьном возрасте — внутренняя речь, логическая память, абстрактное мышление (без вещей, но в понятиях) — есть главный путь развития. Кто поймет эту связь, тот поймет главное, в переходе от дошкольного к школьному возрасту» [15,с.65].  Кроме того, он указывал, что переход с одной возрастной ступени на другую невозможен, пока у ребенка не произойдут необходимые изменения в аффективно-потребностной сфере. Эти личностные изменения происходят в рамках ведущей деятельности и появляются в виде психологических новообразований к концу уходящего возрастного периода. Следовательно, переход от дошкольного к школьному возрасту осуществляется в тот момент, когда игра выполнила свои функции по созданию зон ближайшего развития и эти функции должно взять на себя школьное обучение. [16, с. 35]

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. В игре начинает развиваться произвольное управление психическими процессами.

Таким образом, игровая деятельность является важным средством формирования психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Проблема игры привлекает к себе внимание многих исследователей. В психологической теории игры особое внимание уделяется изучению роли игры в психическом развитии ребёнка. Анализ исследований различных ученых позволил сформировать вывод: игра является средством формирования психологической готовности детей к обучению в школе, развивая у них необходимые качества для школьной жизни.

Подготовка детей к школе – дело серьёзное. Главное, что необходимо запомнить: ребенок не только готовится к жизни, но уже живёт и его жизнь должна быть радостной и яркой и счастливой. Обеспечить детям такую жизнь помогает игра. Все виды игр влияют на развитие различных компонентов психологической готовности к обучению, например: сюжетно-ролевая игра — на развитие рефлексии, контекстного общения со взрослыми и мотивации, режиссерская игра — самооценки, игра с правилами — общения дошкольников со сверстниками.

Список использованной литературы

  1. Назарбаева Н.А. Послание Президента «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни от 05.10.2018 года». – г. Астана.
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года. – Астана . – 2009;
  3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Утвержден постановлением Правительства  Республики Казахстан      от 23 августа 2012 года № 1080 (с изменениями от 13 мая 2016года).
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: «Педагогика». — 2007.-145с.
  5. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: «Знание». — 2009. – 189 с.
  6. Рысбекова Ж.К. Педагогические проблемы детей 6-7 лет к обучению в школе. – Алматы. – 1997.-25с.
  7. Румянцева Л.Е.. Совершенствование подготовки детей к обучению в школе на основе инновационных педагогических технологий. – Караганда.-2001. – 33с.
  8. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого- педагогические основы . — М. : Академический проект, 2005. — 256 с.
  9. Анисимова В.Г. Предшкольная подготовка- основа успешного обучения в школе // Начальная школа Казахстана. – 2004. — № 8.С.4
  10. Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации // Дошкольное воспитание. — 2013. — №1.-С.45-48
  11. Михеева Ю.В.,Петрова Л.А. К вопросу о готовности дошкольника к обучению в школе // Детский сад от А до Я. — 2009. — ¦3.- С. 120-128.
  12. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе. — М. : « АЙРИС-ПРЕСС» . —  — 144 с.
  13. Абаева Г.А. Показатели и оценка готовности шестилетнего ребенка к школе // Психология в казахстанской школе. — 2007. — 2. — с.20-24
  14. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М. : «Просвещение». – 2009. -175с .
  15. Недоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности. //Ребенок в детском саду. — №4. — 2001.
  16. Дьякова Н. Роль игры в жизни дошкольника. //Воспитание дошкольника. – 2010. — № 5. – С.30-36.

Кенжебаева Асия Талгатовна,

педагог-психолог,

«Нұрсәт» бөбекжай-бақшасы МКҚК,

СҚО, Петропавл қаласы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*