Home » Учебно-методические материалы » Роль игровых методов преподавания в обучении младших школьников на занятиях музыкальной литературы

Роль игровых методов преподавания в обучении младших школьников на занятиях музыкальной литературы

Краткая аннотация

Игровой метод проведения занятия по музыкальной литературе развивает потребность в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учащиеся младших классов в увлекательной форме и разнообразных заданиях  соревнуются  в своих знаниях. Успех во многом зависит не только от уровня полученных знаний, но и  от быстроты мышления  и музыкальной памяти.

Музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в музыкальной школе. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески — индивидуальных представлений в искусстве.

Для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию школьника, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных игровых форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности, но ещё — это мощный стимул для получения знаний.

 

 

С давних времён музыка признавалась одним из важнейших средств формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследователи свидетельствуют о том, что музыкальное развитие человека с ранних лет оказывает незаменимое воздействие на формирование эмоциональной сферы, на развитие и совершенствование мышления; ребёнок в большей степени проявляет чуткость к красоте в искусстве и в жизни в целом. А отсутствие полноценных музыкально – эстетических впечатлений в детском возрасте нелегко восполнить впоследствии.

Творчеством является деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся своей неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. На любом уроке творчеством может стать процесс, который приводит к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, поделка, сценическая миниатюра, музыкальное произведение или танец. И чтобы вовлечь ребят в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересовать каждого ребёнка я использую разнообразные формы и методы работы на уроках музыкальной литературы, прежде всего, игровые.

Игра имеет огромное значение в жизни каждого ребёнка. С помощью игры дети избавляются от комплексов, творчески самовыражаются, познают самих себя, находят друзей в классе, в школе, обществе в целом. Основным мотивом игры является не результат, а процесс, который раскрывает творческие возможности учеников, воспитывает чувства сопереживания друг другу, приучает к взаимовыручке в решении непростых вопросов. И, конечно же, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.

Целью применения технологии игровых форм обучения в младшем звене является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыкальная литература». Данная методика преподавания способствует прочному усвоению  учащимися учебного материала, расширяет их кругозор, развивает творческое мышление, художественное воображение, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребёнка и способствует воспитанию гармоничной личности.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка, это источник  позитивных эмоций. Поэтому игры были, остаются и будут  традиционным средством педагогики.

Игровой момент при общении с ребёнком всегда вызывает у него отличное настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего проследить за дозировкой интеллектуальной нагрузки, за точностью выполнения задания. Кроме того, игровые занятия вызывают активность мышления ребенка. А проведение уроков в игровой форме, как доказывает практика, доставляет школьникам огромное удовольствие, являет собой мощное стимулирующее средство и избавляет их от скучного, нарочитого изучения  материала по музыкальной литературе.

Одной из главных задач реализации игровой деятельности является, прежде всего,  установление контакта педагога с ребёнком. Этот способ установления контакта психологи называют  контактом содружества, сотворчества, одним из лучших способов вступить в дружеские отношения с учеником.

Игра также является отличным средством диагностики знаний, как одного ученика, так и группы. Также игра позволяет понять, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается. С помощью игрового метода на уроке мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяет развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Игровые методы в работе с младшими школьниками  хороши  на любых занятиях, но в особенности они дают простор для фантазии преподавателя на занятиях музыкальной литературы. Поэтому в своей работе при построении занятий я стараюсь использовать их, чтобы каждый урок стал увлекательной игрой.

 

bty

Благодаря исследованиям многих ведущих психологов и педагогов, игра является одной из основных форм деятельности ребёнка. В младшем возрасте сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра младших школьников, не может существовать без игрового сюжета. Игровой сюжет – это объединённые и комбинированные события и явления настоящей жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях, эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и в ходе игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний событий и представлений об окружающей действительности в целом, что в полной мере отражается в его играх.

Умения сюжетосложения – это главенствующая группа игровых умений, формирующаяся  в дошкольном и развивающаяся в школьном возрасте, которая обеспечивает успешность игровой деятельности детей. Фантазирование сюжетной линии – это уже игра, в соответствии с которой ребёнок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия.

Наиболее эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Исследователи объясняют это тем, что музыка отображает социальное взаимодействие  людей, а сюжеты детских игр сроятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление, формирует эмоциональную сферу, а это необходимо для развития сюжетных игр. Игра и музыка – это образное представление действительности, поэтому музыкальный образ легко перевоплощается в игровой.

Музыка – это одно из средств обогащения сюжетов детских игр, так как она содержательна,  эмоциональна, образна, подвижна и тем самым привлекательна для детей; в ней множество идей, мыслей, образов; она побуждает к фантазированию и игре. Поэтому, при подборе музыки для прослушивания, я в первую очередь учитываю такие критерии, как:

*художественность;

*образность;

*богатство сюжетного повествования;

*музыка, активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка;

*музыка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре;

*музыка, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

И, конечно же, главным условием является использование музыкального репертуара, соответствующего возрасту.

Используя игровые методы на уроках музыкальной литературы,  я стараюсь создать доброжелательную, позитивную атмосферу,  эмоциональную поддержку, поощряя  любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет интересна и полезна для развития школьника и создания положительной атмосферы сотрудничества с преподавателем.

В музыкальной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведу примеры.

Игровые методы, направленные на развитие восприятия.

Этап музыкального развития школьника младшего возраста оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Основополагающую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Важно, чтобы детские эмоции были направлены на прослушиваемую музыку, на её художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой,  углубляющая эти радостные переживания. В условиях «музыкальной игры» детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.

 Игровые методы могут быть направлены  на развитие внимания.

В младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Понятие произвольного внимания означает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание. Игра “Найди ошибку”, где учитель специально допускает ошибку в своих действиях, а ребенок должен это  заметить. Например, при слушании вальса учитель показывает иллюстрацию марширующих солдат и, наоборот, во время прослушивания марша – иллюстрацию вальсирующей пары.

Игровые методы способствуют развитию и совершенствованию мышления ребенка.

Развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное — это мышление в действии, развивающееся в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий  с дидактическим материалом.

Образное мышление формируется у ребёнка, когда он научился сравнивать, выделять самое существенное в музыкальных произведениях и может действовать, ориентируясь не на ситуацию, а на свои образные представления.

Логическое мышление образуется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых методов развиваются  творческие способности.

Речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей младшего школьного возраста гибкое, оригинальное, креативное мышление.

Таким образом,  комплексное использование игровых форм работы на уроке разной целевой направленности помогает сформировать гармонично развитую  личность. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности  школьника к последующим контрольным работам, тестам, экзаменам по предмету, каждая игровая ситуация общения ребёнка с педагогом, с другими детьми, является для него «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми требованиями, одинаково успешно организовывать другие формы сотрудничества.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алиев Б.Ю. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и  музыкального творчества у младших школьников. (М.1988г.)
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. (Новосибирск. 1994г.)
  3. Богина Т.К. Игры – задания для начинающих музыкантов дошкольного и школьного возрастов. (М.: Музыка, 1989г.
  4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. (М.: Институт психологии Р.А.Н., 1997г.)
  5. Волкова М.Т. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. (М.: НИИВШ, 1989г.)
  6. Воронова В.Я. Творческие игры младших школьников. (М.: Просвещение, 1987г.)
  7. Мир детства: младший школьник \ Сост. Захарова А.В., Слободников В.И. (М.: Педагогика, 1988г.)
  8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. (Ярославль.: Академия развития, 1997г.)
  9. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. (М.: 1998г.)

 

 

Ляхевич Виктория Викторовна,

преподаватель ОТМ,

ГУ Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная

 школа-интернат для одарённых детей»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*