В формировании духовно-нравственного воспитания и развития детей, особую роль играет музыка, как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональную и нравственную стороны личности и становится в наши дни всё более необходимой духовной жизни общества. Причём, в основу духовно-нравственного развития должно быть положено представление о музыке, как о целостном искусстве, в которое заложена удивительная мудрость и красота, наша отечественная культура и история. Музыка открывает маленькому человеку возможность познать мир, и в процессе познания развиваться.
Проблема духовно — нравственного воспитания и развития детей является в настоящее время одной из актуальных. Духовно-нравственная культура — это обогащение человека и общества идеалами. Во-первых, — это гуманизм, индивидуальность, творчество, эмоциональная среда, стремление к ценностям, выработанным предшествующими поколениями в процессе образования самовоспитания, во-вторых — развитие общественных форм сознания, морали, религии, в — третьих — преобразование таких качеств, как ответственность, отзывчивость, желание и возможность жить с собственной совестью, не причиняя ущерба другим.
Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки, а чувства человека. Музыка несёт в себе высокую нравственность, любовь, сострадание к человеку и окружающему миру, учение о добре, чувство красоты, гармонии, внутреннего покаяния, дисциплины мыслей и чувств, постигают глубины национального искусства, формируют и развивают духовно-нравственную культуру в целом.
Духовность, воплотившаяся в музыке, воодушевляет, одухотворяет, обогащает маленького человека. Духовное в нашем понимании представляется как возвышенное, серьёзное, глубокое содержание искусства, в которых мир воплощается в образах, приподнятых над бытом и потому восприятие его требует особой сосредоточенности, требует определённого настроения, определённого состояния души, необходимо погружаться в особый мир образов. Оно несёт в себе высокую нравственность, любовь к окружающему миру, любовь и страдание к человеку, учение о добре, чувство красоты, гармонии и сосредоточенности. Новые подходы к духовно -нравственному анализу хоровой музыки позволяют направлять обучение к цели познания жизни и развития духовно-нравственной культуры детей.
Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно — исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, в детском саду, школе, детском музыкальном объединении, дух, которым живут родители и педагоги — люди, составляющие ближайшее социальное окружение, — оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности детей, благодаря её непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу её эмоциональности привлекательна для ребёнка. Именно музыка помогает формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной и эстетической культуры ребёнка — актуальная задача современного дня.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. И, если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение — музыка, воспитание не может быть полноценным.
Музыка — могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.
Огромная роль принадлежит педагогу и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, педагог сам должен быть таким.
Духовно-нравственное воспитание — в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова — эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Благодаря фольклору, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр народного творчества — кладезь народной мудрости. И в каждом — огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на музыкальных занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Таким образом, фольклорные произведения помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, в условиях совместного пения и движения под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках, хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления нравственного воспитания
Митрофанова Марина Викторовна,
музыкальный руководитель
ГУ Специальной (коррекционной)
дошкольной организации
№10 «Алма» для детей с нарушением речи,
города Актобе