Home » статьи » РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

На данном этапе развития общества, находясь в поиске адекватного жизненного идеала, социум нуждается в ясном и отчетливом осмыслении всей мировой культуры. Разнонаправленность педагогической мысли вызывала и вызывает разные подходы к целеполаганию, определению задач и содержания воспитания и образования в зависимости от того, какая основа выдвигается на передний план: человек или гражданин.

Состояние духовной пустоты отличает чувства и мысли многих учителей, лишает надежды, ведет к потере увлеченности, веры в перспективу в целом. Сегодня как никогда ранее необходимо наполнить современный воспитательный и образовательный процесс глубинным содержанием духовности.

Приоритетными направлениями отечественной гуманистической педагогики являются целостный подход к личности воспитанника, воспитание духовно-нравственных начал, патриотизма, долга, чести и достоинства.

Значимость учения как творчества предполагает новое видение педагогической реальности, новый подход к образовательной деятельности. Самое высокое предназначение, даруемое ученику и учителю гуманной педагогикой, есть возможность свободного творчества.

Гуманная педагогика позволяет по-своему расставить приоритеты, подчеркивая прежде всего не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания – одна из уникальных возможностей собственного развития. В возрождении гуманизма ищет сегодняшний учитель мост в будущее, способ восстановления сознания и человеческого сердца, принимая воспитание как гештальт души человеческой.

Образование – основа духовности, но оно должно иметь соответствующее содержание, ориентироваться на общечеловеческие, абсолютные ценности, мировую и национальную культуру. Духовность –  человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

В.С.Соловьев считал, что природа человека имеет три основные формы бытия: мышление, чувство и волю. Развитие мышления направлено на постижение истины, развитие чувства ведет к становлению творческого начала, а развитие деятельной воли направлено на достижение общих благ. Причем творчество личности проникает и в сферу знания, и в сферу практической деятельности. Н.А.Бердяев считал, что человеку необходимо помочь найти себя, ориентировать его на тот вид деятельности, который сможет его возвысить. Такой труд связан с духовным самосозиданием, перерастающим в личное творчество.

Гуманная педагогика ищет собственные пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, творчеством и красотой. Вера учителя в своего ученика вместе с волей и интеллектом, терпение и любовь являются, по сути, педагогической верой, которую называют педагогической мудростью.

Личностно-ориентированный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, ищет и открывает пути и способы сделать образовательный процесс духовным, помогает учителю находить высокий духовный смысл в науке, в своем учебном предмете, в поисках его на страницах учебников, даже если они составлены скупо и формально. Внутреннее видение учителя способствует тому, что знание в его руках становится «живым», несет в себе радость, ощущение вдохновения, творчества и энергии созидания. Творческое начало личности учителя передается внутренним движущим силам ученика, что способствует рождению равноправного диалога учителя и ученика как необходимого условия воспитания.

Понятие «духовность» относится к разряду субъективных понятий, разноопределяемых, личностно сокровенных. В современной педагогической науке нет достаточно полного осознания и определения этих понятий. Определим духовность как устремленность к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека.

Д.С.Лихачев писал о том, что все, что связано с душой, идет от души, нужно нам для души – это и есть духовная культура. Обязательным и необходимым условием духовного развития человека является «душа народа», те обычаи и традиции, которые наследуются от поколения к поколению.

Духовность – акме педагогической реальности, что способна обновить весь образовательный процесс, внести гармонию в смежные педагогические измерения, такие как наследственность, воспитание, среда.

Гуманная педагогика позволяет строить равноправный диалог учителя и ученика, в основе которого воспитание добротой и справедливостью, доверием и уважением. Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу обеспечивает всестороннее, гармоническое развитие личности каждого участника педагогического процесса – как ученика, так и учителя. Он позволяет чётче обрисовать и показать задатки и способности, формировать и повышать мотивацию, воспитывать волю, характер, самостоятельность и организованность эффективнее развивать эмоции, а также направить жизненную энергию своих воспитанников на живое творчество. Приобретая постепенно свободу мышления, стараясь открыть для себя смысл нравственных категорий, современный учитель стремится к настоящему духовному общению с учащимися.

В.Г Александрова видит цель духовного воспитания в том, чтобы человек всегда стремился к высокому, искал высший смысл бытия и старался внести его в свою жизнь. Эта потребность есть осознанное стремление к себе лучшему, к совершенству, совершенствованию и самосовершенствованию.

Современная педагогика основывается на умении преподавателя создать благоприятную, правильную и необходимую атмосферу общения и развития, так как только при определенных условиях возможно возрастание духовности – главной педагогической силы образовательного процесса как пути к возрастанию духовного опыта. Духовная опустошённость человека – нашего современника – делает эту проблему особенно острой и актуальной, не терпящей поспешности и некомпетентности. Воспитание свободы личности выдвигается на первый план самими условиями нашей современности и выдвигает требование свободы учителя в плане осознания и реализации требований, которые учитель должен предъявлять к себе как личности и профессионалу.

 

Список литературы:

 

 

  1. Александрова В.Г. Аспекты духовности образования. Материалы Международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», 2003.
  2. Амонашвили Ш.А. Вера в ребенка рождает гениев. Мир психологии, 1996, № 2.
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931.
  4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторской педагогики к педагогике свободы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования», М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002.
  5. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  6. Гуманизм и духовность в образовании. Научные труды Третьей Международной научной конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижний Новгород, 12-14 мая 2004 г.). Под ред. доктора психол. наук В.В.Рыжова, Н. Новгород.
  7. Князев А.М. Роль педагогической науки в формировании гражданских качеств как условия самоопределения и самореализации личности. Мир психологии, 2006, №2.
  8. Лебедева Н.Н. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения школьников. Инновации в образовании, 2006, №5.
  9. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом. Педагогическое образование и наука, 2006, №4.

 

 

 

Алентаева И.А.,

КГУ «СОШ № 59»,

 учитель русского языка

и литературы,

г. Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*