Home » статьи » Роль учителя, как ключевая роль, при переходе на обновленное содержание образования

Роль учителя, как ключевая роль, при переходе на обновленное содержание образования

Мир стремительно меняется. На сегодняшний день, динамичность происходящих процессов и перемен обуславливает необходимость переосмысления функционирования современной системы образования. Наша развивающаяся республика также не может оставаться в стороне и быть праздным наблюдателем происходящих перемен во всем мире. Современный Казахстан также идет на путь становления системы образования, которая ориентирована на формирование конкурентоспособной личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях, умеющей менять настоящую действительность к лучшему. Таким образом, учителя — это те личности, которые выполняют заказ общества, готовые помочь выпускникам найти свое место в жизни, обладать критическим, креативным мышлением, нести ответственность за свои действия, обладать развитым интеллектом, быть функционально грамотными.

Каждый учитель, способный к саморазвитию и идущий в ногу со временем, понимает, что традиционный подход в обучении становится малоэффективным. Подходы в обучении основанные на передаче готовых знаний не способствуют успешному их усвоению, не развивают глубокое понимание предмета, а также не взаимодействует с уже имеющимися знаниями. В рамках традиционной методики преподавания, основанной на трансляции готового материала, знания не могут быть успешно интегрированы в базу знаний учащегося. То есть имеет место быть механическое запоминание, которое дает лишь поверхностное обучение. Такие знания, как правило, малополезны, быстро забываются и не используются в жизненных ситуациях (стр.143). Исходя из имеющейся ситуации в педагогическом пространстве, обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к развивающей модели образования, обеспечивающей познавательную активность и независимый образ мышления школьника. Из опыта развивающихся стран и современных подходов в системе среднего образования, получили большое мировое признание подходы, основанные на конструктивистской теории. Целью такого преподавания является достижение учеником более основательного понимания предмета и использование полученных знаний вне школы. Данная трактовка предполагает наличие у учителя определенного образа мыслей и убеждений, которые оказывают значительное влияние на принятие решений на то, что и как преподавать, какие отношения сложатся в классе с учащимися, и в итоге, повлияют на все действия в классе. Можно сказать, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют даже большее влияние, чем его знания (стр.144). Качественные изменения в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место в учебном процессе. Учителям необходимо осмыслить новые цели и задачи в обновленном содержании образования, новых форм оценивания с учетом дифференцированного подхода в обучении, настроенного на развитие компетентных навыков ученика. Очевидно, что учителю, обладающему только традиционным стилем преподавания, будет трудно помочь в становлении будущей личности, необходимо, прежде всего, самому учителю обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей.

Но общаясь с коллегами в школе, можно сделать вывод: многие учителя не уверены, что необходимо, что-то менять в преподавании, и их устраивает традиционная модель преподавания, выработанная годами. Очень часто на уроках учителей, можно увидеть, что ученики не особо стремятся к познаниям и имеют слабую мотивацию к обучению. Такие уроки кажутся детям скучными и неинтересными. И как учитель первого уровня, моя задача заключается в том, чтобы убедить учителей начать преобразования в своей преподавательской деятельности через проведение менторинга и коучинга, а также создания сетевого сообщества. Неготовность учителей менять стиль своего преподавания прежде всего обуславливается боязнью перемен. Многие отстраняются от всего нового из страха, что что-то может пойти не так. Но с другой стороны, не попробовав новые методы и подходы, никогда не узнаешь, способны ли они изменить ситуацию в классе к лучшему. Прежде всего необходимо убедить коллег в том, что на сегодняшний день современному ученику познавать мир, получая готовые знания все тяжелее.

Возникает вопрос: по какой причине это происходит? Я много раз задавала себе этот вопрос. Ответ находился совсем рядом от меня. Я, помимо того, что учитель в школе, я еще и мама двоих детей и перманентно наблюдаю картину того, как наши дети увлеченно играют в компьютерные игры, используют мобильный телефон, часами сидят в социальных сетях. Глядя на монитор компьютера, где быстро сменяются красивые картинки одна за другой, можно сказать, что проживая жизнь в виртуальном мире, ничего выдумывать не нужно. Этот мир уже кем-то создан и не нужно ничего придумывать нового, фантазировать, представлять или пытаться изменить. Плюс ко всему, все эти «гаджеты»- телефоны и планшеты, становятся все более ближе к ребенку, становятся все более «персональными».  Телефоны стали детям лучшими друзьями, теряется необходимость в общении в реальном мире.  Глаза ребенка привыкают к подвижным картинкам и, соответственно, мозг несозревшего чада начинает лениться работать. Предположим, читая книгу, нам невольно приходится представлять и рисовать в своем сознании картину, описанную в этой истории, заглядывать в будущее героев, разбирать чьи-то поступки, становиться на сторону зла и добра и т.д. То есть, сам собой человеческий мозг начинает анализировать информацию, делать выводы, рефлексировать… В добавление ко всему, длительное использование интернета негативно влияет на неокрепшую детскую психику. Ребенок становится агрессивным и раздраженным, или наоборот, вялым и неактивным. Что происходит, когда школьник попадает в класс. Любой материал, предлагаемый учителем для изучения, это всегда текст, неважно, это ли рассказ или математический пример и химическая формула. Глядя на текстовый материал, дети перестают анализировать и синтезировать поступающую информацию зрительно, потому что срабатывает привычка получать готовую картинку извне, не прилагая к ней особых усилий для разбора слова, к примеру, или предложения. Дети не могут сравнить одно с другим, увидеть разницу или найти общее. Многие из детей, читая текст, неосознанно пропускают слова в предложении, как будто их там и нет вовсе. Мне как учителю иностранного языка, важно научить детей различать даже малейшие изменения в словах и предложениях, ведь английский язык — это артикли и предлоги, от которых может меняться значение слова, имеет место быть другая пунктуация, апострофы и так далее…Исходя из моих наблюдений, можно отметить, что необходимо менять стратегию своих действий на уроке согласно развитию общества, чтобы помочь нашим детям и научить их тому, как учиться. При этом, важность умения использовать компьютерные технологии учителем трудно переоценить…

В настоящее время мы очень много говорим об использовании ИКТ на уроках, о технологизации учебного процесса. Среди учителей много споров, по поводу того, стоит ли часто использовать компьютерные технологии на уроках. Многие рассматривают их использование как помощь в повышении мотивации к предмету. И мы, конечно же, используем это, но до сих пор проблем остается много. Используя ИКТ на уроках, мы можем обнаружить в какой — то момент, что мотивация учащихся в выполнении познавательных заданий возросла, но не можем утверждать, что наличие технических средств гарантирует улучшение обучения и повышение успеваемости. По мнению ученых, влияние ИКТ координируется предметными знаниями, педагогическими убеждениями, подходами учителя в преподавании, их уверенностью в себе и организованностью. Чтобы использование ИКТ имело положительный эффект, педагогический знания учителя должны развиваться с учетом информационно-коммуникативных технологий. (стр.218). Другими словами, все — таки на первом месте остается «живое слово» учителя, потому что без педагогических и профессиональных навыков учителя технологические знания окажутся бесполезными.

Из выше написанного можно сделать вывод, что согласно конструктивистской теории, важнейшим приоритетом для учителя должна быть концентрация внимания на личности ученика, обязательное его активное участие в учебном процессе. Учащийся должен брать ответственность за свое обучение, однако, принятие этой ответственности во многом зависит от создания учителем благоприятной среды обучения. (стр.145). На сегодняшний день обучение должно быть активным, проводиться в условиях коллаборативной среды, учитель должен учитывать дифференциацию в обучении и реализовывать межпредметные связи. Кроме того, одним из важных требований является использование ИКТ на уроке, диалоговое обучение и осуществление процессов исследования и оценивания достижений учащегося.

Итак, исходя из моих рассуждений, каким же должен быть современный учитель? Какими навыками и умениями он должен обладать? По -моему мнению, это:

-использовать дифференцированный подход к каждому ученику и учёт особенностей развития каждого;

-умение идти в ногу со временем, используя на уроках стратегии и технологии, позволяющие учителю строить учебный процесс для качественного усвоения материала;

-быть учителем — исследователем, понимать степень успешности своих действий на уроке для того, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше;

-обладать способностью постоянно совершенствовать свою педагогическую практику;

-создавать атмосферу психологического комфорта на уроке;

Следует отметить, что успешность и результаты обучения учеников в школе прямо пропорциональны успешности педагога. На сегодняшний день успешные учителя — это учителя, владеющие теоретической и методологической базой знаний, имеющие практические навыки владения технических средств обучения, поддерживающие этические и моральные ценности профессии. По — моему мнению, казахстанская модель развития образования позволяет учителям использовать все возможности для успешности преподавания и обучения и создает условия для постоянного саморазвития и самореализации на профессиональном поле.

Литература

  1. Руководство для учителя. «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства. Астана 2016

 

Охмак Елена Александровна,

КГУ СОШ № 23, г.Караганда

2 комментария

  1. Кристина

    Елена учитель который достаточно мудро пытается обучить навыкам во стремлении овладеть иностраному языку!В первую очередь, для того что-бы быть ближе к отношениям международного единства!

  2. Очень интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*