Home » Учебно-методические материалы » Самообразование учителя и информационно-компьютерные технологии

Самообразование учителя и информационно-компьютерные технологии

Самообразование учителя — необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией.

  • Креативность.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
  • Изменения, происходящие в жизни общества.
  • Конкуренция.
  • Общественное мнение.
  • Материальное стимулирование.
  • Интерес.

    Направления самообразования учителя.

    • Профессиональное (предмет преподавания)
    • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
    • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
    • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
    • правовое
    • эстетическое (гуманитарное)
    • историческое
    • иностранные языки
    • политическое
    • информационно-компьютерные технологии
    • охрана здоровья
    • интересы и хобби
    • иное

Источники самообразования.

• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции, мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Составляющие процесса самообразования учителя:

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Конкретные виды самообразования:


  • Систематический просмотр определенных телепередач
    • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
    • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
    • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
    • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
    • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
    • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
    • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
    • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
    • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
    • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
    • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
    • Изучение информационно-компьютерных технологий
    • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
    • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
    • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты самообразования:

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования

• Реализация потребности педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Овладение способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. • Развитие способности к рефлексии.

  • Стимулирование исследовательской, поисковой деятельности.
    • Формирование готовности к педагогическому творчеству.
    • Осуществление взаимосвязи личностного и профессионального развития.

Личный план самообразования

В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой составляется отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Самообразование и информационно-компьютерные технологии

• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.
Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования ИКТ и Интернета?

  • Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
    • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
    • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
    • Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
    • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
    • Создание главы или страницы электронного учебника.
    • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
    • Создание сборника предметных кроссвордов.
    • Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
    • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
    • Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
    • Пакет административной документации классного руководителя.
    • Пакет административной документации методического предметного объединения.
    • База данных методик обучения.
    • Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
    • Проект личной методической веб-страницы.
    • Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
    • Проект веб-страницы школы.
    • База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
    • Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
    • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
    • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
    • Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
    • Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов

Швец В.Н.,

учитель технологии, КГУ

  «Средняя школа №12»

г. Петропавловск, СКО

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*