Home » Развивающий цикл » Самопознание и его роль в развитии школьников

Самопознание и его роль в развитии школьников

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представле- ний об особенностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной жизни человека.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и лич­ностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за ошибки своих товарищей.

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять коммуникативной ситуацией.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…»

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

Самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей жизни.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Копбаева Лязат Хамитжановна,

учитель самопознания,

КГУ «СОШ № 59»

г. Караганда

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*