Двадцать первый век ознаменовал собой переход к гуманистической основной теории, признанной всеми науками и ставящей во главу угла личность, способную к непрерывному самоизменению и развитию. Усилия психологов и педагогов направлены на организацию и разработку инновационных способов обучения, способствующих одновременному развитию как когнитивной, так и личностно-смысловой сфер. Поиск новых путей организации дошкольного обучения связан с необходимостью формирования творческой личности, способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию других людей.
Понимание как гуманитарный способ познания жизни способствует порождению, нахождению и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Кроме того, познание бытия невозможно без глубокого понимания себя и собственных личностных смыслов.
Самопознание – это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем. Идея самопознания отображает ведущие тенденции изменяющегося мира, а ее реализация обеспечит готовность учащихся к образованию через всю жизнь. Самопознание становится отправной точкой для единения людей независимо от их взглядов, жизненных позиций, ориентиров, жизненной философии. Сегодня появилось понимание того, что приобретенные воспитанником знания не позволяют ему в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором есть нечто, имеющее значение для ребенка, которое должно быть понято им, осознано и принято
. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близкими, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружающим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управлять коммуникативной ситуацией.
Известно, что знания о себе дошкольник приобретает в процессе общения и деятельности. Такие возможности создаются в условиях дошкольного учреждения. В своем исследовании при построении педагогического процесса мы опирались на идеи личностно-ориентированного подхода, сущность которого состоит в преодолении противоречия между отношением к ребенку, как будущему школьнику, т.е. объекту обучения и воспитания, и отношением к нему, как человеку, субъекту жизни и будущей учебной деятельности. Учитывая мало исследованность стилей обучения компонента и механизмы приобретения дошкольником знаний о себе как о будущем ученике, мы уделяем особое внимание при разработке планов, занятий- игр. Исследование процессов формирования представлений детей о себе предполагает обращение к ситуациям, в которых взрослый в процессе взаимодействия с ребенком стремится к тому, чтобы следствие его влияния на ребенка стало причиной, побуждающей дошкольника к познанию себя в новом качестве в связи с открывающейся перспективой поступление в школу. Результатом самопознания, в таком случае, будет являться конструирование нового ролевого образа, к которому стремится дошкольник. Этот образ возникает не сразу, первоначально проявляются отдельные аспекты Я, черты личности, особенности поведения, т.е. формируются представления о себе в связи с новой ролью. Отмечено, что стихийное самопознание не приводит к значимым результатам, только в ходе систематического самопознания эти отдельные представления складываются в целостный образ. Более того, самопознание нуждается в тактичном сопровождении со стороны педагога, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, научит обращаться к собственному опыту или терпеливо будет вести к открытиям собственного Я. Таким образом, процесс самопознания в совместной деятельности обеспечит развитие у детей 5-7 лет нового отношения к себе, как к уникальному, изменяющемуся человеку. Осознавая свою уникальность и принимая себя в новом статусе, видя возможности самосовершенствования и прослеживая свой собственный рост, ребенок сможет испытать чувство компетентности в учении. Именно поэтому мы предлагаем организовывать, направлять и стимулировать процесс самопознания с использованием ситуаций, направленных на когнитивную, эмоционально-оценочную и мотивационно- поведенческую сферу ребенка. Обращение к ситуации как педагогическому средству обусловлено ее потенциальными возможностями в реализации психологических закономерностей обучения и воспитания детей 5-7 лет на этапе подготовки к школе. Мы выделили четыре этапа развития.
На первом этапе продуктивную функцию выполняют ситуации самопознания. Целью использования этих ситуаций является обогащение позитивных знаний и представлений детей о себе в результате осознания ими своих возможностей, личностных качеств, своей уникальности. Для развития уверенности в себе, интереса ребенка к собственному Я, а также ориентации на других, что усиливает уникальность каждого ребенка, используются игры, игровые ситуации, упражнения. С их помощью ребенок учится находить признаки сходства и различия себя с другими детьми, устанавливать доверительные взаимоотношения со сверстниками на основе общих интересов.
На втором этапе ведущая роль принадлежит ситуациям познания школьной действительности. Целью их использования является формирование правильных представлений детей о школе и учении. Особое внимание должно быть уделено различным формам и методам работы со старшими дошкольниками
Третий этап нацелен на осознание и принятие себя в роли школьника. Ситуации данного вида выполняют ведущую роль в процессе познания себя в новом качестве. Посредством их, педагог содействует открытию ребенком перспективы собственного роста, самосовершенствования и дальнейшей рефлексии своих изменений в соответствии с позицией школьника. Представленная серия игр и игровых ситуаций сочетается таким образом, что позволяет расширить видение детьми себя и способствует появлению осозна — ния переживаний, связанных с изменением статуса в скором будущем, что способствует развитию самосознания детей, их творческой активности.
На четвертом этапе преобладают рефлексивно оценочные ситуации, направленные на освоение роли школьника, формирование способности к рефлексивному самооцениванию, актуализации мотивов учения. Сопоставление своей деятельности в ходе саморегулирования с нормативами и образцами дает возможность ребенку вносить в свое поведение необходимые коррективы, делает его поведение более адаптивным. Важную роль при этом играет деятельность самооценивания, сравнения себя со сверстниками и идеальным школьником, эталоном.
Таким образом, развитие у ребенка образа «Я – будущий школьник» рассматривается нами как целостный, непрерывный процесс личностного развития, сопряженный с активным участием в нем значимого взрослого. Как и при изучении любого процесса, при исследовании закономерностей становления образа «Я – будущий школьник» у детей 5-7 лет, необходимо учитывать особую сензитивность дошкольного периода детства, которую очень важно учитывать в условиях взаимодействия ребенка с взрослыми, сверстниками и окружающим предметным миром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»).
- Алматы: Компьютерно-изд. центр Ин-та философии и политологии МОН РК, 2002. — 61 с.
- Государственный общеобязательный стандарт по предмету «Самопознание». — Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2006. —74 с.
- Кудышева Б.К. Программа «Самопознание как фактор повышения конкурентоспособности страны и национальной системы образования // Педагогическое мастерство и передовой опыт самопознания: достижения, актуализация: Материалы международной научно-практической конференции (28-29 апреля, 2010 г.). — Аркалык, 2010. — 518
- Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). – Т.II – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: «Академия», 2002.
Мотузко Алла Ивановна,
Я/с «Шаңырақ», г. Караганда