Home » Открытый урок » Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи

РУССКИЙ ЯЗЫК – 4 класс

Цели: 1) Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания

о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и

тексте;
2)Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;
развивать языковые и лингвистические компетенции;
3)Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества, путём

работы в группах сменного состава.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация “Самостоятельные и служебные части речи”

                                                              ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
« Больше дела, меньше слов»
2.Минутка чистописания – записать слоги с буквой Р с гласными, которые обозначают двойной звук.

3.Словарная работа.  Рябина, воробьи, синицы.

— Поставьте ударение и определите ударный слог, обозначьте безударную гласную?

(Дома найти и записать лексическое значение слов)

4.Определение темы и целей урока. 

— Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, вам придется поработать в группе. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах. Найдите первое задание. Как вы думаете, что надо сделать? (составить предложения)
Задание 1: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.
Бабушка, любить, свои, внуки.
Она, рассказывать, они, русские, сказки.
Готовить, они, вкусный, угощение.

— Прочитайте получившийся текст.
— Из каких частей речи состоят данные предложения?
— Что общего между всеми этими частями речи?
— Надпишите названия частей речи над словами.

Задание 2:
— Попробуйте составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как 
— Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
— К какой группе относятся данные части речи?
— Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.
— Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ
Н-р:

Знаем:Хотим узнать:Узнали:
Бывают самостоятельные и служебные части речи.

К самостоятельным относятся: … (перечислить)

К служебным относятся: …

У каждой части речи есть свои морфологические признаки.

Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи?

Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?

Какие части речи важнее?

Можно ли обойтись без служебных частей речи?

(Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам

нужны служебные части речи?)

(учитель озвучивает цели урока)

— Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?
— А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей)
— Открываем тетради, записываем число.
5.Работа по теме урока. Деление на группы по частям речи. 
А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова, относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы, соответственно этим частям речи.
Задание.
— Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. (Для помощи на карточках есть наводящие вопросы).
По завершении работы проводиться защита проектов.
Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки, присущие самостоятельным и служебным частям речи.
По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица:

      Самостоятельные части речи       Служебные части речи
—  имеют лексическое значение;

—  имеют морфологические признаки;

—  являются членами предложения;

—  всегда можно задать вопрос;

—  имеют морфемы.

 

—  не имеют лексического значения;

—  не имеют морфологических признаков;

—  не являются членами предложения;

—  невозможно задать вопрос;

—  не имеют морфем;

—  не изменяются.

 

Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ.
В) Редактирование текста.

-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.
Солнце … небу гуляло
… … тучу забежало.
Глянул заинька … окно,
Стало заиньке темно.
Наступила темнота,
… ходи … ворота:
Кто … улицу попал –
Заблудился … пропал.
(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)
— С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?
— В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
— Запишите в тетрадь правильный вариант
(Самопроверка)
— Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
— Для чего служат в предложении предлоги?
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
— Какую роль в предложении выполняют союзы?
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
6.Закрепление. 
А) Детям предлагается вновь вернуться в группы, в которых они работали по пять учеников.
и выполнить ряд заданий (по уровням)
1 уровень. Поисковая задачка.
с.63 №130 — Распределить слова по частям речи. 
2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза. 
Веселье – веселый, веселить, весело.
Холод – холодный, холодеет, холодно.
Мороз – морозный, морозит, морозно.
Зелень – зеленый, зеленеет, зелено.
Б) Дом. задание —  с.64-65 №133 выписать части речи вместе с служебными словами.
7.Итог. Рефлексия.

— Ребята, давайте попробуем проанализировать, насколько хорошо мы поработали на уроке.

— Кто считает, что он справился со всеми задачами нашего урока?

— Кто считает, что ему еще надо поработать дома, чтобы хорошо усвоить тему?

— Достигли цели урока?

— На следующем уроке мы продолжим работу с частями речи. А сегодня вы все молодцы.

Учитель оценивает работу групп. Выставляет отметки за урок. 

 

 

Самоанализ урока учителя начальных классов Жагупаровой М.Ж.

Предмет: русский язык.                                                        Класс: 4 «Б»

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Исходя из темы урока, были поставлены следующие цели:

1)Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте.

2)развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически; развивать языковые и лингвистические компетенции.

3)Способствовать сплочению детского коллектива; прививать навык сотрудничества, путем работы в группах сменного состава.

Структура урока комплексного применения знаний и умений

(урок получения нового материала)

1)Организационный момент.

2)Минутка чистописания.

3)Словарная работа.

4)Определение темы и целей урока.

5)Работа по теме урока.

6)Закрепление.

1-уровень: Поисковая задачка.

2-уровень: От предложенных существительных образовать и записать однокоренные прилагательные, глаголы и наречия.

7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8)Рефлексия (подведение итогов занятия).

Данный урок – это один из первых уроков запланированных на год по разделу «Имя существительное как часть речи». Проблема урока – это новая тема, по разграничению самостоятельных и служебных частей речи.

Структура урока была выбрана по моему взгляду, рациональная, которая носила последовательный и логический характер, что включало прием активизации мыслительных процессов детей на разных этапах урока. Главным стержнем была структура смена активных видов деятельности, объединявших в один сюжет.

 Использовала технологии:

1)Деятельность метода; — самоопределение к деятельности;

— актуализация знаний;

— самостоятельная работа по этапам урока;

— система знаний и повторения;

— рефлексия деятельности;

2)Личностное ориентирование: — стимулирование учащихся: хвала по методу поощрения, проговаривание достижения и постоянный показ знания, взаимный контроль над способностями умения выполнять задания.

3)Здоровьесберегающие технологии: — состояние психологического развития детей.

На уроке использовала методы обучения: объяснительный, частично-поисковый, практический и наглядный. Происходила работа под непосредственным руководством учителя — совместная и самостоятельная работа.

Работу на уроке я спланировала, учитывая психологические особенности класса. Думая, что мне удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течение всего урока, благодаря смене видов деятельности, своевременно использовала деление на группы по частям речи, редактирование текста и поисковую задачу.

Психологическая атмосфера на уроке была положительная, дети работали энергично.

Также учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности и дифференцированный подход. Перед детьми ставились различные цели, поэтому одни достигли уровня базовой подготовки, а другие достигли более высоких результатов.

На заключительном этапе урока дети показали хороший уровень усвоения знаний по данной теме. Старалась общаться с детьми на уровне сотрудничества, так как каждый достоин уважения и внимательного отношения к своей личности.

Наглядный материал использованный мною – это карточки, таблицы и памятки.

На этом уроке мне удалось реализовать поставленные цели и задачи. По моему мнению, урок прошел на эмоциональном уровне и учащиеся получили огромное удовольствие от общения и работы на уроке. На последующих уроках продолжу работу над закреплением тем по этому разделу.

 

Жагупарова Мадина Жуматовна,

 учитель начальных классов,

 Талшыкская средняя школа

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*