РУССКИЙ ЯЗЫК – 4 класс
Цели: 1) Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания
о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и
тексте;
2)Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;
развивать языковые и лингвистические компетенции;
3)Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества, путём
работы в группах сменного состава.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация “Самостоятельные и служебные части речи”
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
« Больше дела, меньше слов»
2.Минутка чистописания – записать слоги с буквой Р с гласными, которые обозначают двойной звук.
3.Словарная работа. Рябина, воробьи, синицы.
— Поставьте ударение и определите ударный слог, обозначьте безударную гласную?
(Дома найти и записать лексическое значение слов)
4.Определение темы и целей урока.
— Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, вам придется поработать в группе. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах. Найдите первое задание. Как вы думаете, что надо сделать? (составить предложения)
Задание 1: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.
Бабушка, любить, свои, внуки.
Она, рассказывать, они, русские, сказки.
Готовить, они, вкусный, угощение.
— Прочитайте получившийся текст.
— Из каких частей речи состоят данные предложения?
— Что общего между всеми этими частями речи?
— Надпишите названия частей речи над словами.
Задание 2:
— Попробуйте составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как
— Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
— К какой группе относятся данные части речи?
— Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.
— Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ
Н-р:
Знаем: | Хотим узнать: | Узнали: |
Бывают самостоятельные и служебные части речи. К самостоятельным относятся: … (перечислить) К служебным относятся: … У каждой части речи есть свои морфологические признаки. | Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? Какие части речи важнее? Можно ли обойтись без служебных частей речи? |
(Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам
нужны служебные части речи?)
(учитель озвучивает цели урока)
— Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?
— А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей)
— Открываем тетради, записываем число.
5.Работа по теме урока. Деление на группы по частям речи.
А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова, относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы, соответственно этим частям речи.
Задание.
— Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. (Для помощи на карточках есть наводящие вопросы).
По завершении работы проводиться защита проектов.
Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки, присущие самостоятельным и служебным частям речи.
По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
имеют лексическое значение; имеют морфологические признаки; являются членами предложения; всегда можно задать вопрос; имеют морфемы.
| не имеют лексического значения; не имеют морфологических признаков; не являются членами предложения; невозможно задать вопрос; не имеют морфем; не изменяются.
|
Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ.
В) Редактирование текста.
-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.
Солнце … небу гуляло
… … тучу забежало.
Глянул заинька … окно,
Стало заиньке темно.
Наступила темнота,
… ходи … ворота:
Кто … улицу попал –
Заблудился … пропал.
(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)
— С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?
— В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
— Запишите в тетрадь правильный вариант
(Самопроверка)
— Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
— Для чего служат в предложении предлоги?
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
— Какую роль в предложении выполняют союзы?
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
6.Закрепление.
А) Детям предлагается вновь вернуться в группы, в которых они работали по пять учеников.
и выполнить ряд заданий (по уровням)
1 уровень. Поисковая задачка.
с.63 №130 — Распределить слова по частям речи.
2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза.
Веселье – веселый, веселить, весело.
Холод – холодный, холодеет, холодно.
Мороз – морозный, морозит, морозно.
Зелень – зеленый, зеленеет, зелено.
Б) Дом. задание — с.64-65 №133 выписать части речи вместе с служебными словами.
7.Итог. Рефлексия.
— Ребята, давайте попробуем проанализировать, насколько хорошо мы поработали на уроке.
— Кто считает, что он справился со всеми задачами нашего урока?
— Кто считает, что ему еще надо поработать дома, чтобы хорошо усвоить тему?
— Достигли цели урока?
— На следующем уроке мы продолжим работу с частями речи. А сегодня вы все молодцы.
Учитель оценивает работу групп. Выставляет отметки за урок.
Самоанализ урока учителя начальных классов Жагупаровой М.Ж.
Предмет: русский язык. Класс: 4 «Б»
Тема: Самостоятельные и служебные части речи.
Исходя из темы урока, были поставлены следующие цели:
1)Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте.
2)развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически; развивать языковые и лингвистические компетенции.
3)Способствовать сплочению детского коллектива; прививать навык сотрудничества, путем работы в группах сменного состава.
Структура урока комплексного применения знаний и умений
(урок получения нового материала)
1)Организационный момент.
2)Минутка чистописания.
3)Словарная работа.
4)Определение темы и целей урока.
5)Работа по теме урока.
6)Закрепление.
1-уровень: Поисковая задачка.
2-уровень: От предложенных существительных образовать и записать однокоренные прилагательные, глаголы и наречия.
7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8)Рефлексия (подведение итогов занятия).
Данный урок – это один из первых уроков запланированных на год по разделу «Имя существительное как часть речи». Проблема урока – это новая тема, по разграничению самостоятельных и служебных частей речи.
Структура урока была выбрана по моему взгляду, рациональная, которая носила последовательный и логический характер, что включало прием активизации мыслительных процессов детей на разных этапах урока. Главным стержнем была структура смена активных видов деятельности, объединявших в один сюжет.
Использовала технологии:
1)Деятельность метода; — самоопределение к деятельности;
— актуализация знаний;
— самостоятельная работа по этапам урока;
— система знаний и повторения;
— рефлексия деятельности;
2)Личностное ориентирование: — стимулирование учащихся: хвала по методу поощрения, проговаривание достижения и постоянный показ знания, взаимный контроль над способностями умения выполнять задания.
3)Здоровьесберегающие технологии: — состояние психологического развития детей.
На уроке использовала методы обучения: объяснительный, частично-поисковый, практический и наглядный. Происходила работа под непосредственным руководством учителя — совместная и самостоятельная работа.
Работу на уроке я спланировала, учитывая психологические особенности класса. Думая, что мне удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течение всего урока, благодаря смене видов деятельности, своевременно использовала деление на группы по частям речи, редактирование текста и поисковую задачу.
Психологическая атмосфера на уроке была положительная, дети работали энергично.
Также учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности и дифференцированный подход. Перед детьми ставились различные цели, поэтому одни достигли уровня базовой подготовки, а другие достигли более высоких результатов.
На заключительном этапе урока дети показали хороший уровень усвоения знаний по данной теме. Старалась общаться с детьми на уровне сотрудничества, так как каждый достоин уважения и внимательного отношения к своей личности.
Наглядный материал использованный мною – это карточки, таблицы и памятки.
На этом уроке мне удалось реализовать поставленные цели и задачи. По моему мнению, урок прошел на эмоциональном уровне и учащиеся получили огромное удовольствие от общения и работы на уроке. На последующих уроках продолжу работу над закреплением тем по этому разделу.
Жагупарова Мадина Жуматовна,
учитель начальных классов,
Талшыкская средняя школа
Северо-Казахстанская область
Акжарский район