Вероника ЩЕРБИНА: «От умных слов можно устать, так и не успев сказать о главном»
Возникающим при внедрении трехъязычия в школах проблемам она дает смешные названия, считая это действенным способом от массы надуманных сложностей.
Вероника Щербина — учитель биологии, методист-ментор отдела образования г. Степногорска Акмолинской области, бренд-посол английского языка в Казахстане выступила в TED-формате перед участниками республиканского методического семинара «Обучение на трех языках: поиски и решения», который прошел в Костанае.
TED- формат в ходе форума организаторы — МОН РК и управление образования акимата Костанайской области использовали неслучайно. Это уникальная возможность открыто заявить о собственных идеях, достойных распространения (Ideas Worth Spreading).
Будучи школьным учителем и одновременно методистом-ментором, Вероника Щербина, как сама признается, имеет возможность видеть возникающие проблемы образовательной сферы с двух сторон — глазами практика и составить панорамный обзор того, с чем конкретно сталкиваются специалисты отдела образования.
В своем выступлении она отошла от стандартов доклада, пересыпанного большим количеством научных терминов, поскольку ТЕД-формат позволяет это сделать.
— От умных слов можно устать, так и не успев подумать о главном, — уверена гостья из Акмолинской области. — Я лишь хочу, как сказал бы иностранец, «иметь с вами маленький разговор» о той общей проблеме, которая обсуждалась на семинаре по внедрению полиязычия. Вот мы говорим там проблема, здесь проблема, но давайте вспомним, как переводится это слово с английского языка. Это «задача», которая имеет решение, а главное — желание что-то делать, что-то менять! Мы, учителя, — перфекционисты и, как правило, делаем либо «никак», либо исключительно «на отлично». Но «никак» мы себе позволить зачастую не можем, поскольку есть директивы сверху, от того педагоги всегда работают на «5+».
В отличие от своих одноклассников, закончивших школу много лет назад, мы перфектно ходим в классы каждый день, перфектно заполняем Kundelik, не ложась спать. Мы перфектно посещаем Bilimland, потому что это очень важная добровольная активность и прочие разные вещи мы делаем тоже перфектно.
Как же перфектно внедрить английский язык в практику преподавания предметов ЕМЦ? С какими проблемами сегодня сталкивается учитель физики, биологии, химии и информатики?
Наверняка, у каждого есть собственный ТОП проблем. В своем выступлении Вероника Щербина остановилась лишь на нескольких из них и предложила варианты решения.
— Проблемам я люблю придумывать потешные названия, — поделилась она со слушателями. — К примеру, «Великий комбинатор или Как я обманываю себя?» Наверняка, все слышали подобные мнения в педагогической среде, типа, у меня не хватает времени изучать английский — дом, семья… Работая в качестве тренера в режиме посткурсовой менторской подготовки с группой биологов, я, к сожалению, не могу констатировать особо прогресса в изучении языка. Язык — это то, чему нужно посвящать себя ежедневно. Стоит признаться в самообмане. По большому счету не в отсутствии времени дело, а в мотивации. Любой психолог скажет — здесь вопрос приоритетов, а они рождаются именно в мотивации.
Превратите изучение английского языка в игру, и вы увидите результаты. Читайте вывески на английском (они есть везде, поскольку у нас в стране трехъязычие), пересмотрите свои любимые фильмы на английском языке. Хотите найти общение — не проблема, интернет предоставляет широкие возможности, предлагая массу сайтов, где можно говорить с носителями языка. Заведите группу в ватсап, где вы будете переписываться с коллегами, внедряющими трехъязычие у себя на уроках.
Вторая проблема звучит по-пионерски просто — «Будь готов! Всегда готов!». Учителя часто заявляют, что дети не готовы изучать предмет на английском языке, так как у них разный уровень владения им. Тут стоит вспомнить еще одно утверждение психологов: никто никогда не может быть готов к чему бы то ни было на сто процентов.
С участниками семинара Вероника Александровна поделилась любопытным девайсом. В ее учебном заведении не ждут лета, как это водится, чтобы провести предметные школы и сессии на английском языке. Их организуют в каникулярное время в течение года, при этом учителя и школьники всегда максимально активизируются в режиме декад.
За каждым обученным на курсах учителем ЕМЦ закреплен учитель английского, и этот принцип работает, как партнерство. Добровольная консультативная деятельность не является оплачиваемой, при этом никто никому ни разу не отказал в помощи. Старый добрый способ «эксплуатации человеческих отношений», по мнению учителей, в школе очень даже прижился.
— Проблема номер три — «Необходимость, но не нужда», — акцентировала Вероника Александровна. — Педагоги любят повторять: у нас, дескать, нет нужного количества учебников. К примеру, «Химии» на английском языке. Присутствуя на семинаре в Костанае, где проводились мастер-классы, я не увидела, где бы на уроке использовался учебник. В классах наблюдалась такая колоссальная интеллектуальная активность, что в учебнике просто не было необходимости. Можно, конечно, было бы «ввернуть» его в процесс урока, как обязательный элемент, но при современном интернет-доступе к различным образовательным ресурсам разве это обстоятельство является проблемой? Порекомендую педагогам пользоваться Khan Academy — доступная англоязычная образовательная платформа, абсолютно бесплатная, предоставляющая аудио,- видео-лекции уроков.
Четвертую проблему бренд-посол английского языка в Казахстане назвала «Давайте подождем» и тут же заметила: «Не секрет, что до сих пор есть много скептиков идеи внедрения трехъязычия. Тем не менее, стоит согласиться с тем, что сегодня с подачи управлений образования школы работают в режиме soft («мягкий»). Никто никого особо не мучает проверками, учитель может внедрять английский язык, используя лишь элементы урока на иностранном языке, может взять один класс, а может и два или параллель. Учитель волен во всем — в процентом соотношении выбора класса и контента урока. Я не знаю более шоколадных условий. Нынешний soft-период нельзя назвать даже испытательным, надо лишь успеть воспользоваться всеми возможностями.
— И последнее — большинство учителей, согласно опросам, полагают, что внедряют английский язык в урок, на самом же деле — в образовательный процесс. Это понятие имеет более широкое понимание и подразумевает внеклассную деятельность, — уточнила Вероника Щербина. — Есть, конечно, факультативы и спецкурсы на английском языке. Но не паханным полем является внешкольная деятельность на английском языке. Для примера: в г. Степногорске давно существует Science clab — клуб на базе одной из лингвистических школ города, где старшеклассники, изучающие разные ресурсы на онлайн бесплатных электронных образовательных платформах, в последствии становятся своего рода учителями и стараются интересно и доступно на английском языке объяснять сверстникам термины, показывают химические и физические опыты, и эта практика взаимодействия дает колоссальные результаты.
Оксана ЛУКАШ,
заведующая сектором информационного сопровождения
отдела инновационно-экспериментальной деятельности и обновления содержания образования
методического кабинета дошкольного и общего среднего образования
ГУ «Управление образования акимата Костанайской области»,
г. Костанай