Практическая работа: фитильный полив
Цель: Расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями. Применение фитильного полива на примере фиалки
Задачи:
- Образовательные:
- расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере фиалки
- обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
- Развивающие:
- научить приемам ухода за комнатными растениями.
- Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям; прививать любовь к природе.
Форма урока: комбинированный
Методические приемы: объяснение нового материала, закрепление,
Методы мероприятия: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практическая работа.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки содержанием о комнатных растениях, с их изображением, с текстом загадок;
- презентация к уроку
Оборудование: таблицы, карточки; комнатные растения разных видов; инвентарь по уходу за растениями;
Технологии:— наблюдение, распознавание и описание;- здоровьесберегающая;- групповая;- игровая; — компьютерные средства обучения.
- Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, когда мы свои знания будем применять самостоятельно в практической деятельности.
— У вас на партах смайлики. Выберете то, что соответствует вашему настроению сейчас, и покажите нам.
— Спасибо, хорошо! ваше настроение станет не хуже, а может и лучше, а для этого улыбнитесь друг другу.
- Мотивация
Учитель: Тему данного урока мы определим вместе с вами.
-Для этого вы должны будете отгадать загадку, которая и подскажет чему будет посвящен наш урок:
Очищают воздух,
Создают уют, на окнах зеленеют, Круглый год цветут растут (комнатные растения)
-Как вы думаете, о каких растениях мы будем говорить сегодня на уроке? (о комнатных растениях)
Хоть мы ростом низковаты
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем наш дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. Фиалки
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом.
И всех отдельными кустами
Я награжу потом Хлорофитум
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой (Алоэ)
III. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с комнатными растениями, которые есть в нашем классе.
.Задание №1:
На листочках вопросы. Прочитать и дать устно ответ.
- Чем похожи комнатные растения? Какие части во внешнем строении они имеют? Корень. ______._______ .________
- Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему? Докажите.
Растут _______,________,_____
Задание №2
- 3. Какие условия для растений необходимо создать:
почва______, _______, _________,_______, _______.
Задание №3
Затем представители каждой группы доказывают свои гипотезы о значение растений для жизни человека и всей природы.
На доске появляется кластер
- Объяснение нового материала
Давайте сегодня мы побудим натуралистами.
Представим, что мы купили комнатное растение..
Сейчас поближе познакомимся с комнатными растениями.
Для этого выполним следующее —
(Раздать содержание о растении).
Найти ответ на вопрос:
- Название комнатного растения, что оно обозначает
- Родина этого растения, признаки внешнего вида
- Условия содержания в квартире
— Ребята, определите, кто на какой вопрос будет давать ответ.
- группа. «фиалочки»
21.Узамбарская фиалка
.Фиалка появилась в 19 веке, родом комнатная фиалка из Африки. На своей родине вырастает до 30 см
В далекой и жаркой Африке, у подножья Узамбарских гор ежегодно расцветают фиолетовые красавицы. Отсюда и название «фиалки»
Сообщение уч-ся: Сегодня трудно поверить, что когда – то эти цветы встречались только в данной местности. Может, еще долгие годы не получили бы узамбарские фиалки такой всемирной славы, если бы не случай с бароном Сен – Полем и его возлюбленной. Будучи губернатором Восточной Африки, барон любил горные прогулки, во время одной из которых он увидел незнакомые фиолетовые цветы, имеющие интересные листья.
Сен – Поль отослал цветы отцу, а тот в свою очередь отправил их директору ботанического сада. Барон даже не подозревал, что найденные им цветы увековечат в своем названии его имя — они были названы сенполиями, а европейцы назвали их фиалками
2 группа «хлорофитики»
. Родина – Южной Африка
- А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.
- Хлорофитум: неприхотливое комнатное растение.
относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет.. Хорошо растет около восточного или западного окна
Летом и весной растение требует обильного полива, а зимой – умеренного
3.группа «кактусята»
- Алоэ известен как «столетник», название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней, переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Листья у алоэ мясистые, сочные.
- Его родина – Африка. Вечнозелёное многолетнее растение, В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной!
- В комнатных условиях Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух поливать редко.
- Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудка и крови.
Секреты комнатных фиалок. Как правильно ухаживать за фиалками. Сообщение учащихся
Секрет 1.уч 1 Как вырастить фиалку из листового черенка?|Сообщение уч-ся
Секрет 2.уч В какую землю нужно сажать фиалки? |сообщение уч-ся
Секрет 3.уч 3 Каким должно быть освещение фиалок. сообщение уч-ся
Секрет 4.уч 4 Какую t любят фиалки? сообщение уч-ся
Секрет 5.уч5 Как поливать фиалки? сообщение уч-ся
Учитель: Чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни, научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.
Вот сегодня на уроке и поговорим, как можно позаботиться о комнатных растениях?
Учитель: Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые пагубно влияют на различных микробов. Они создают благоприятнуюсреду, хорошо влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и являются их украшением.
- Здоровьесберегающая пауза
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. ( медленно встают)
К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
К солнышку листочки (поворачиваются вправо- влево, руки на поясе)
Повернут цветочки, (соединяют ладошки над головой)
Развернут бутоны, (раскрывают ладошки бутоны)
В солнышке утонут. Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут Людям радость несут.
- Практическая часть
Разделение пигментов по методу КРАУСА
Свежие листья растения мелко нарезать ножницами и растереть в фарфоровой ступке в зеленую массу. Для лучшего растирания прибавить немного кварцевого песку и этилового спирта (можно использовать ацетон) К растертой массе прилить чистого этилового спирта (или ацетона) и осторожно продолжать распирать, пока спирт не окраситься в интенсивно зелёный цвет.
Налить в пробирку 4-5 мл спиртовой вытяжки, прилить к ней 6-8мл бензина и несколько капель воды, закрыть большим пальцем и взболтать ее в течение 2-3 мин, зачем дать отстояться.
Жидкость в пробирке разделиться на 2 слоя. Спиртовой нижний слой будет окрашен в желтый цвет от присутствия в нем каротинаи ксантофилла, а верхний бензиновый слой будет зеленый от хлорофилла
Фитильный полив для фиалок
Нередко в цветоводстве встречается такое понятие, как «фитильный полив». Хотя название и несколько мудреное, но ничего хитрого в этом способе полива нет. Наоборот, если вы намерены уехать на некоторое время из дома, благодаря этому методу можно не беспокоиться о поливе растений. Особенно метод незаменим, если вы являетесь обладателем достаточно большой коллекции растений
Фитильный полив фиалок (сенполий)
Для изготовления самого фитиля выбирается только синтетический материал. Если фитиль будет сделан из натурального материала, то он быстро сгниет в земле и полив растения оборвется. Для фитиля подойдет кусочек синтетической веревки или любая другая синтетическая ветошь, например, скрученный обрезок старых колготок. Фитиль не должен быть через чур толстым, а представлять собой подобие тонкой, толщиной 1,5-2 мм, веревочки.
Горшок, с пропущенным через дренажное отверстие фитилем, готов, дренаж уложен. После этого в него можно насыпать специальный грунт для фиалок. Этот способ полива только для фиалки..
«Уход за комнатными растениями»
Закрепление темы.
Учитель: как вы будете ухаживать за фиалкой?
Уч-к: фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Поливать нужно через поддон.
Учитель: У, расскажи, как ты проводила свою заботу о растении? Пыль с мелких листьев осторожно удаляют кисточкой.
Учитель: расскажите, как можно рыхлить землю в горшочке?
2 группа –
Учитель: (удаление пыли с листьев алоэ) мыть мокрой кисточкой или мокрой губкой, чтобы не обломать шипы.
Уч. убирает пыль с мелких листьев
Дети приступают к выполнению своего задания.
Выполняют способы заботы о растениях.
Учитель смотрит за ходом выполнения заданий, помогает при необходимости.
Хилоу Зейнеб Маровна,
учитель биологии,
ЦДиЮТ с.Масанчы,
Жамбылская область,
Кордайский район
село Масанчы