Home » доклад » Семья и школа — залог успешного воспитания ребенка

Семья и школа — залог успешного воспитания ребенка

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С.Макаренко

 

    Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших его качеств. В семье формируется характер, складываются отношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, т.е. — это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь. Школа, в свою очередь, является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи и социума.

В современном мире сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Сегодня, когда в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство, этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. И без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Успешное решение задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и школы. Работа с родителями – это большой труд, который достойно пройти обязаны обе стороны: и учитель, и родители.

Качественные изменения в образовании   невозможны без формирования нового взгляда учителей и родителей на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления учителями и родителями   новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания  с учетом компетентностного подхода в обучении — это сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методов и форм содержания обновленного образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Родители – главные социальные партнёры школы.

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов предполагает:
— обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
— участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театры, музеи; помощь в оформлении кабинета; в ведении кружков.

Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.  Это позволяет нам лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Поэтому учителю необходимо взаимодействовать с родителями, чтобы установливать контакты с семьей.

 Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где решаются проблемы жизни класса. Огромное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Учитель должен действовать на укрепление и повышение авторитета родителейНравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и сильной стороной взаимодействия становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

 Классный руководитель – лицо официальное, поэтому необходимы педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.  Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.  Мы знаем, что родители учеников в основном люди занятые, они также интенсивно работают, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие. Для ежедневного информирования родителей можно использовать электронный дневник. В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей — удобно и экономит время.

Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение педагогов как разглашение семейных тайн, даже из лучших побуждений. Но самое большее недовольство вызывает у родителей, пришедших в школу для получения консультации, и вынужденных выслушивать упреки и нотации в адрес ребенка, и в свой собственный. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз посетить школу.

            Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Многие с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. Конечно, формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.

В каждой школе, как правило, есть дети с девиантным поведением, дети из неблагополучных семей или дети, испытывающие какие-либо сложности. Личное участие  учителя в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль. Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагога.

Особое внимание относится к неблагополучным семьям, где родители не выполняют своих обязанностей по обучению и воспитанию детей. В этих случаях необходимо объединение усилий школы, социальных и психологических служб, органов правопорядка.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

 

  Литература:

  1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
  2. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. — 1985, № 9.
  3. Справочник классного руководителя.  Лучшее из практики воспитательной работы.// МЦФЭР,2009-2011гг.

Жаналина Л.Е.

Старший преподаватель

филиал АО НЦПК «Өрлеу» город Костанай

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*