Традиционно главным институтом воспитания является семья. Воздействие семьи человек испытывает со дня рождения до конца своей жизни. Оно немыслимо без родительской любви к детям и любви детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Правильное отношение родителей к воспитанию детей положительно отражается на их учебной, трудовой и общественной активности.
Благодаря заботам родителей с раннего возраста осуществляется правильный процесс развития ребенка. Дети учатся у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои эмоции. Растущие в атмосфере любви и понимания, они имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Они учатся строить отношения с другими членами семьи, родственниками, знакомыми. Кого-то они любят, кого-то избегают, с кем-то более или менее считаются, кому-то выражают свою симпатию или антипатию. В семье ребенок готовится к будущей самостоятельной жизни в обществе, там ему передаются духовные ценности, моральные нормы, модель поведения, традиции. Совместные и согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. С самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.
Очень важную роль семья играет в воспитании детей. Ребенку нужны оба родителя. Но, к сожалению, не во всех семьях есть любящие отец и мать. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
- Традиционная семья – большая по численности, где в одном доме проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые почитают старших, соблюдают национальные и религиозные обычаи. Традиционная модель семьи базируется на родственных, кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками. Такой тип семьи, как правило, содержит три поколения: родители, дети, внуки, где слово старших, фактически, является законом для их детей.
- Нуклеарная семья – состоит преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых обычно принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из – за отсутствия собственного жилья.
- Неполная семья – возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка.
- Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с отцом своего ребенка. Такие семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор.
- Промежуточная семья – такая семья в любой момент может принять какую-то окончательную форму: развалиться или будет закреплена документально.
От микроклимата в семье зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и доброжелательности. В атмосфере же равнодушия, отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Трения между родителями травмирующим образом влияют на ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, агрессивным. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Недостаточное внимание родителей к воспитанию детей отрицательно отражается на их общественной активности, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы теория взрослых не расходится с практикой. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта, влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:
— любовь, гуманность и милосердие к ребенку;
— постоянное внимание и забота о ребенке;
— вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
— уважение к ребенку;
— открытость и доверительность отношений с детьми;
— последовательность в своих требованиях;
— оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.
Чтобы усилить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
— Принимать активное участие в жизни семьи;
— Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
— Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
— Не оказывать на ребенка давления, помогая ему самостоятельно принимать решения;
— Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
— Уважать право ребенка на собственное мнение;
— Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
— С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Лаула Еркеновна Жаналина,
старший преподаватель,
филиал АО НЦПК «Өрлеу», город Костанай