Home » Внеклассная работа » Семья – основа воспитания Родительское собрание

Семья – основа воспитания Родительское собрание

 

 «Отношения между родителями и детьми

столь же трудны и столь же драматичны,

как отношения между любящими».

А. Моруа

Цель: Формировать нравственную культуру родителей;

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и       взаимопонимания в семье.

Оборудование: семейные фотографии, карточки с ситуациями, памятки для родителей, жетоны разноцветные.

Столы расставлены для групповой работы (4-6 групп в зависимости от количества родителей присутствующих на собрании). На столах листы бумаги формата А 4 и маркеры. Родители занимают места по желанию. На доске тема собрания «Семья – основа воспитания».

                                             Ход собрания:

  1. Психологический настрой.

       Круг радости.

Приглашаем родителей в круг. Каждый называет свое имя и пожелание.

 Деление на микрогруппы.

Прием «Муравейник» найди продолжение пословицы:

Красные стикеры:

Семья сильна, когда над ней… (крыша одна).

Желтые стикеры:

Вся семья вместе… (так и душа на месте).

Синие стикеры:

Дерево держится корням…, (а человек семьей).

     Оранжевые стикеры:

Человек без семьи…,(что дерево без плодов).

Зеленые стикеры:

Сердце матери греет …(лучше солнца).

    Сиреневые стикеры:

 При солнышке тепло, …(при матери добро).

Деление на микрогруппы проходит по цвету стикеров.

  1. Вступительное слово

1 учитель:   Нуржамал Балташовна

Всё начинается с семьи…

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…

Всё начинается с семьи…

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться,

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи…

2 учитель:   Ляззат Сериковна

Наш разговор пойдет о семье. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

С чего начинается любая семья? Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы теперь стали вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сестры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

— Что такое семья? (ответы родителей)

— Понятие «семья» можно рассматривать шире, чем люди связанные кровным родством. Например, мы с радостью и удовольствием считаем наш класс большой дружной семьёй.

— В нашей большой семье 1  «Л» классе  92 человека — это папы, мамы и дети. Из них мам — 34, пап — 30, девочек — 17, мальчиков -18.

  1. Проводится коммуникативная игра «Семья – основа воспитания».

В нашей группе все друзья!

И раз два три (три хлопка)

Мы и вы и ты и я

И раз два три (три хлопка)

Повернись к тому, кто справа.

Повернись к тому, кто слева.

Мы одна семья!

1 учитель:   Нуржамал Балташовна

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем, как они. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже  нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать повторять делать плохое. Если родители постоянно пытаются подчеркнуть достоинства своего ребенка в первую очередь в своем доме, то ребенок старается проявлять эти качества, которые подчеркивают родители в нем. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Не следует уступать капризам ребенка и делать поблажки без нужды. К примеру, сегодня «легкие» уроки, можно в  школу не идти, я напишу записку, что тебе было плохо. Не надо удивляться, что через пару лет он сам напишет записочку учителю и распишется за родителей.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, ласку, доброту, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

  1. Групповая форма работы. Обсуждение ситуаций.

2 учитель:  Ляззат Сериковна

     — На столах приготовлены карточки с разными ситуациями. Вам нужно обсудить и дать полный ответ по решению данной проблемы.

Ситуация 1:    В вашей семье существует определенное распределение домашних обязанностей. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, в комнате беспорядок, а в ответ на просьбу вынести мусор, сын говорит: «Почему всегда я?».

Ситуация 2:     Ваш ребенок проходит с улицы расстроенный и говорит: «не пойду больше во двор гулять, меня все обижают, со мной никто не дружит!»

Ситуация 3:      В доме гости. Ваш ребенок ведет себя не идеально, но вы не реагируете на его поведение. Вдруг он говорит громко: «Ну когда же все уйдут? Ты обещала со мной поиграть!»

Ситуация 4:       В доме один телевизор. По первой программе идет концерт. Его хочет смотреть мама. По второй – футбол. Его хочет смотреть папа. По третьей – мультфильм. Его давно мечтал посмотреть сын. Что делать?

  1.     Слово учителя.

2 учитель:   Ляззат Сериковна

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

Всё то от них, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным – пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за слова свои  в ответе.

И за дела: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

  1. Групповая работа.

1 учитель:   Нуржамал Балташовна

     — Уважаемые родители, продолжаем работать в группах. На столах лежат листы, вы должны составить кластер «Треугольник». Взаимоотношения Ученик – Учитель — Родитель. По завершению работы, высказываем свое мнение.  

— Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы наш разговор не прошел даром, чтобы он как – то повлиял на ваши отношения с детьми. Я не сомневаюсь, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять свои чувства так, чтобы ребенок их понял? Чувствует ли это он независимо от его поведения? Знаете, сколько раз в день нужно сказать ребенку: «Я тебя люблю!»? 38 раз. Ваше поведение должно говорить: «Я тебя люблю таким, какой ты есть!» Сравнивать ребенка только с самим собой.

  1. Игра «Воспоминание».

2 учитель:   Ляззат Сериковна

      Предложить всем родителям встать в круг. Начинает игру  учитель.          А теперь я предлагаю вам ответить на мои вопросы:

  1. Какой праздник в детстве вам нравился больше всего?
  2. Как ласково называли вас в детстве родители?
  3. Была ли у вас любимая игрушка?
  4. Кем вы хотели стать в детстве?
  5. Напоминают ли вам ваши отношения с детьми ваши отношения с родителями в свое время?

Ответив на вопрос, родитель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не ответят на свой вопрос. По окончании игры образуется закрытый круг, то есть все присутствующие держатся за руки. Учитель говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание и помощь ученикам на этом этапе их жизни.

  1. Подведение итогов. 

1 учитель:   Нуржамал Балташовна

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
о   Принимать активное участие в жизни семьи;
о   Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
о   Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его   жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
о   Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
о   Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
о   Уважать право ребенка на собственное мнение;
о   Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Дюсенова Нуржамал Балташовна,

                                               Бижанова Ляззат Сериковна,

                                             учителя начальных классов

                               средней школы №37

                                                          имени Сырбая Мауленова, г. Астана

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*