Похвала сказке.
Сказка-это круто!
Сказка-это хит!
Сказка всем поможет,
Сказка исцелит!
Сказка учит нас любить!
Со сказкой сердце оживает,
Начинает говорить.
Скучно жить без сказки-
В сказке красота.
Заблестят с ней глазки,
Сбудется мечта.
Нужна сказка всем на свете:
Добрым взрослым, добрым детям!
Со сказкой незачем тужить!
Легче с нею будет жить!
Сказка-это круто!
Сказка-это хит!
Сказка всем поможет,
Сказка исцелит!
Педагог-психолог
Ким Ю.Н.
Долгое время само название «сказкотерапия» меня, как у молодого психолога и молодой мамы, не вызывала желания попробовать узнать об этом направлении больше. Никогда не думала, что буду использовать сказки в своей работе. Открыла для себя замечательную сказочную методику! Сказкотерапия-это очень интересно, увлекательно и серьезно. А помогли мне открыть все прелести сказки два моих замечательных наставника: Ставицкая Галина Михайловна и Гладко Полина Александровна.
Полина Александровна психолог КГКП «Ясли-сад №10 «Қызыл телпек», педагог с большим стажем, опытный психолог, открыла для меня многие плюсы сказкотерапии. Как молодому специалисту мне стало очень интересна эта тема. В последующем я стала применять сказки в своей работе с проблемными детьми, используя авторскую программу сказкотерапии Гладко П.А. «Сказочный калейдоскоп».
Также моим наставником является Ставицкая Галина Михайловна, методист КГКП «Ясли-сад №29 «Балдәурен». Стаж ее работы превышает более 30 лет. Она глубоко руководит воспитательным процессом в ясли-саду. Галина Михайловна своими советами и рекомендациями направляет меня по нужному руслу. Помогает выбрать нужные приемы и методы работы с детьми и взрослыми, используя сказкотерапию, учит правильно оформлять необходимую документацию.
Когда я пришла работать в ясли-сад психологом, то заметила, что у многих детей повышенный уровень тревожности, низкая самооценка, речевые нарушения. Мои наставники посоветовали мне использовать сказкотерапию. Изучив методическую литературу по сказкотерапии, я сделала вывод, что этот метод является эффективным в решении многих проблем. Так как сказка наиболее любимый литературный жанр, как взрослых, так и детей. Язык сказки прост и доступен, сюжет прозрачен. В этом и заключается актуальность выбранного мною метода работы как с детьми, их родителями и педагогами.
Сказка имеет большое психологическое значение для любого человека. Наше сознание наделяет животных, игрушки, разные предметы, определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поступками реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению внутренних страхов.
Вы, наверное, заметили, что когда мы рассказываем детскую сказку ребенку, то почти всегда знаем, чем эта сказка закончится. А это потому, что в случае с воспитанием ребенка мы всегда знаем «как оно должно быть»
А как же дело состоит с взрослыми? Взрослые люди, а именно в моей работе это педагоги и родители, начинают писать свои короткие взрослые сказки, больше похожие на стихотворения в прозе, на незнакомые притчи, эссе. Взрослые сказки похожи на сны. У них нет ни начала, ни середины, ни конца. Они чистый импрессионизм-впечатления, желания. Но и это все можно разложить по полочкам, чтобы найти ценный материал для понимания. Хочу так же сказать, что сказкотерапия- это не совсем кружок самовыражения и творчества. Главное слово здесь-терапия. Поэтому каждое занятие сказкотерапии должно не просто доставить удовольствие, но и приблизить к какому-либо пониманию.
Но особенно мне интересно проводить занятия по сказкотерапии с детьми и видеть, как они помогают реализовывать каждому ребенку свои мечты и желания. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Души маленьких детей открыты миру, и наша цель-помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не навредила им.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Сказка помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом. Развивает у ребят фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. От чего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы? Да это сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и искренние чувства. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом, психологическая защищенность, наличие тайны и волшебства.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
Занятия в детском саду, используя элементы сказкотерапии, я провожу один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом: дети образуют круг и передают друг другу колокольчик, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если педагоги и родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что взрослым небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать. А ещё «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за психологом, однако «сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!
Ким Ю.Н., педагог-психолог
КГКП ясли — сад №29«Балдәурен»
Карагандинская область
г. Сатпаев