Home » Гуманитарный цикл » Сказуемое. Способы выражения сказуемого

Сказуемое. Способы выражения сказуемого


 ІІ курс, группа ХП-8116 (группа с казахским языком обучения)

Цели урока:

Образовательная:

— Ознакомить с главными членами предложения, научиться находить их в предложении, объяснить способы выражения сказуемого.

Развивающая:

— Развивать мышление, познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся, устную речь, орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательная:

— Воспитывать интерес к предмету, активность учащихся, воспитывать интерес к языку, развивать и воспитывать умения работать в коллективе, воспитание чувства уважения к профессии.

Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, тестовые задания.

Форма урока: комбинированный

Метод урока: урок применения знаний и умений

Ход урока

  1. Организационный момент. Вход, приветствие, посадка. Проверка присутствующих.

Психологический настрой на урок.

Сообщение темы и целей урока.

ІІ.Опрос пройденного материала

1.Ответы на вопросы (устно).

— Что такое словосочетание? (Словосочетание (сөз тіркесі) – это соединение двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.)

-Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного (негізгі) и зависимого (бағыныңқы)слова.)

-Какие предложения называют нераспространенными? (Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространенными. (жалаң сөйлем)

— Какие предложения называют распрастраненными? (Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространенными. (жайылма сөйлем)

— Назовите предложения по  цели высказывания ? (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Что такое подлежащее? Назовите способы выражения подлежащего?

  1. Выполнение тестовых заданий

III. Объяснение нового материала (слайды) Главные члены предложения. Подлежащее.

Главные члены предложения (сөйлемнің тұрлаулы мүшелері) — подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения. (Слайд № 1,2)

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи т.е. действие, признак предмета речи, и отвечает на вопросы: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое? Каков он?

Сказуемое обычно выражается глаголом.

Сказуемое может быть простым и составным.
Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
Составное сказуемое составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на  глагольное (основная часть – инфинитив) и  именное (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.

ІУ. Работа  в группах.

«История профессии пекарь».- 1 группа.

«История профессии кондитер»-2 группа

(Чтение текста и пересказ текста)

У. Тренировочные задания.

  1. Найдите сказуемое и определите тип сказуемого:

Кондитер должен уметь замешивать тесто. СГС

Айгуль была кондитером. СИС

Кондитерское ремесло возникло довольно давно. ПГС

Толику стало страшно. СИС

Профессия кондитер стало довольно популярной. СИС

И вот что из этого получилось. ПГС

Кондитерские изделия хорошо раскупают. ПГС

2 группа.  Найдите сказуемое и определите тип сказуемого:

Хлеб пришел к нам из глубины веков. ПГС

Сначала люди начали употреблять зерна в сыром виде. СГС

Из густой зерновой каши люди лепили лепешки и пекли их. ПГС

Первыми пекарями были египетские женщины. СИС

Отец в юности был пекарем.СИС

В Византии за плохую выпечку могли выгнать из города. СГС

УІ. Работа с учебником (упражнение 63 стр.52)

Спишите. Определите типы сказуемых.

УІІ. Закрепление нового материала.( Ответы на вопросы устно)

Какие члены входят в грамматическую основу предложения?

Почему они называются главными?

Дайте определение сказуемому?

Чем выражается сказуемое?

Назовите типы сказуемых?

Как подчеркивается подлежащее?

УІІІ. Оценивание

ІХ. Домашнее задание.

 

Жанна Мусавалиевна Мирзахметова,

преподаватель русского языка и литературы,

Колледж №12 «Тараз»,

Жамбылская область

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*