ІІ курс, группа ХП-8116 (группа с казахским языком обучения)
Цели урока:
Образовательная:
— Ознакомить с главными членами предложения, научиться находить их в предложении, объяснить способы выражения сказуемого.
Развивающая:
— Развивать мышление, познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся, устную речь, орфографическую зоркость, память, внимание.
Воспитательная:
— Воспитывать интерес к предмету, активность учащихся, воспитывать интерес к языку, развивать и воспитывать умения работать в коллективе, воспитание чувства уважения к профессии.
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, тестовые задания.
Форма урока: комбинированный
Метод урока: урок применения знаний и умений
Ход урока
- Организационный момент. Вход, приветствие, посадка. Проверка присутствующих.
Психологический настрой на урок.
Сообщение темы и целей урока.
ІІ.Опрос пройденного материала
1.Ответы на вопросы (устно).
— Что такое словосочетание? (Словосочетание (сөз тіркесі) – это соединение двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.)
-Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного (негізгі) и зависимого (бағыныңқы)слова.)
-Какие предложения называют нераспространенными? (Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространенными. (жалаң сөйлем)
— Какие предложения называют распрастраненными? (Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространенными. (жайылма сөйлем)
— Назовите предложения по цели высказывания ? (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Что такое подлежащее? Назовите способы выражения подлежащего?
- Выполнение тестовых заданий
III. Объяснение нового материала (слайды) Главные члены предложения. Подлежащее.
Главные члены предложения (сөйлемнің тұрлаулы мүшелері) — подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения. (Слайд № 1,2)
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи т.е. действие, признак предмета речи, и отвечает на вопросы: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое? Каков он?
Сказуемое обычно выражается глаголом.
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
Составное сказуемое составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть – инфинитив) и именное (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.
ІУ. Работа в группах.
«История профессии пекарь».- 1 группа.
«История профессии кондитер»-2 группа
(Чтение текста и пересказ текста)
У. Тренировочные задания.
- Найдите сказуемое и определите тип сказуемого:
Кондитер должен уметь замешивать тесто. СГС
Айгуль была кондитером. СИС
Кондитерское ремесло возникло довольно давно. ПГС
Толику стало страшно. СИС
Профессия кондитер стало довольно популярной. СИС
И вот что из этого получилось. ПГС
Кондитерские изделия хорошо раскупают. ПГС
2 группа. Найдите сказуемое и определите тип сказуемого:
Хлеб пришел к нам из глубины веков. ПГС
Сначала люди начали употреблять зерна в сыром виде. СГС
Из густой зерновой каши люди лепили лепешки и пекли их. ПГС
Первыми пекарями были египетские женщины. СИС
Отец в юности был пекарем.СИС
В Византии за плохую выпечку могли выгнать из города. СГС
УІ. Работа с учебником (упражнение 63 стр.52)
Спишите. Определите типы сказуемых.
УІІ. Закрепление нового материала.( Ответы на вопросы устно)
Какие члены входят в грамматическую основу предложения?
Почему они называются главными?
Дайте определение сказуемому?
Чем выражается сказуемое?
Назовите типы сказуемых?
Как подчеркивается подлежащее?
УІІІ. Оценивание
ІХ. Домашнее задание.
Жанна Мусавалиевна Мирзахметова,
преподаватель русского языка и литературы,
Колледж №12 «Тараз»,
Жамбылская область