Home » Гуманитарный цикл » Сложносочинённые предложения. Обобщение

Сложносочинённые предложения. Обобщение

 

урок-обобщение по русскому языку в 9 классе

Цели урока:

Знать отличительные признаки сложносочинённого предложения.

Понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на заданную тему.

Тип урока: обобщение по теме (с использованием технологии критического мышления)

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, распечатки текстов

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На доске перед вами слова: У, всё, получится, нас, сегодня.

Составьте из этих слов предложение. Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

— Ребята, а какое предложение у вас получилось? Докажите.

Перед вами предложения: Разгорелась поздняя заря. Ветви деревьев блистали инеем. Весна, но ещё стоят морозы.

Как вы думаете, какое предложение лишнее? Докажите своё мнение, определите вид этого предложения. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим на уроке? Для чего мы будем это делать?

— Да, сегодня на уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ГЭ по русскому языку.

Подготовка к обобщению понятий и правил

— На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

У нас три группы, каждой группе необходимо выполнить задания. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончат его выполнение. За первое и второе задание отчитываться вы будете по нашим правилам. (Каждой команде предлагается на выбор две карточки, на одной написано слово «Делегат» — ребята сами предлагают отвечающего, на другой слово «Выбор» — я сама выбираю отвечающего). Каждая группа получает своё задание, которое вы выбираете самостоятельно. (Учащиеся не видят задание).

Карточка №1

Используя схемы, расскажите об основных видах сложных предложений. Подберите примеры, обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?

[ ], [ ].

[ ], ( который…)

[ ], и [ ].

Карточка №2

Закончите предложения.

Предикативные части, входящие в состав ССП, связываются между собой…

Между частями ССП может и не быть запятой если…

Грамматические и интонационно-смысловые особенности ССП передаются на письме с помощью….

Карточка №3

Заполните таблицу правильно и озвучьте её.

Соединительныеа же или либо

но зато и тоже

да однако также

Противительные
Разделительные

Следующее задание 2. «Заморочки из бочки».

(Группы по очереди вытаскивают вопрос, обсуждают и отвечают).

Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.

Какие значения выражаются между частями ССП? Обоснуйте свой ответ.

Можно ли менять местами части ССП? Обоснуйте свой ответ.

Обобщение понятий и правил и определение их роли в речи

Учитель: Итак, мы проверили ваши теоретические знания, теперь проверим умения.

Алгоритм:

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:

Цифру или цифры,

Между частями ССП!

  1. Найди сочинительные союзы
  2. Определи вид предложения (простое или сложное)
  3. Обрати внимание на знаки препинания.
  4. Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
  5. Напиши цифру или цифры.

Тест по теме ССП

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.

  1. Укажите номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного предложения.

Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо ;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо, (3) которое она знала наизусть.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Княжин очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя.

— Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись, (3) сказала:

Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно…

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она не верила своим ушам и глазам, (1) и слезы буквально застыли на щеках.

Мальчишка просветленно улыбнулся.

— Я вообще-то Лизке купил, (2) ей кутенков кормить надо. Но ничего, (3) у ней еще кости есть.
В следующем задании вы должны найти и выписать все ССП. (Каждая группа получает одинаковые предложения, затем называют предложения по очереди).

  1. Было уже темно, когда я вспомнил, что пора обедать.
  2. Дядюшка пел так, как поёт простой народ.
  3. Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала.
  4. Начался сильный дождь, и всё вокруг быстро намокло.
  5. Рано утром пришла машина, и мы сразу отправились на вокзал.
  6. То слишком морозит, то моросит дождь.

А теперь давайте вспомним функции знаков препинания, в частности, запятой.

Какие же функции она может выполнять в тексте? (Разделяющую, выделяющую). Готовясь к ГЭ, мы с вами учимся писать сочинения разных видов, рассуждения на свободную и лингвистическую темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Приведите примеры таких предложений в данном тексте.

Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП

(Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой (1, 5 предложения).

А в этом задании распределите предложения в три группы по видам союзов.

  1. Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески.
  2. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
  3. Иван Петрович ушёл, а я остался.
  4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
  5. Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
  6. Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём.
  7. Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое.
  8. Я ничего не ел, но голода не чувствовал.
  9. То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг

взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.

Физкультминутка.

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

И к работе вновь вернулись.

Теперь прочитайте предложения. Первая группа читает предложения с сочинительными союзами, вторая — с противительными, а третья — с разделительными.

Следующее задание, продолжаем работать с предложениями.

А). Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.

  1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
  2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
  3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.

Б). Постройте схемы предложений.

  1. Он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.
  2. На небе горели звёзды и светила луна.
  3. Или я поступаю в институт, или надо было уезжать домой.

В). Найдите третье лишнее.

  1. Федя никогда не плакал, зато находило на него иногда дикое упрямство.
  2. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови.
  3. Не то светло, не то темно.

Шестое задание – творческое. Посмотрите на картины известного пейзажиста И.И. Шишкина «Лесное озеро», «Утро в сосновом бору», «Дорога во ржи».

Придумайте и запишите ССП с разными союзами, используя данные слова, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

Высокие многолетние сосны, лесное озеро, чистая гладь воды, ясный, солнечный день. Листья, медведи, старые, поломанные деревья, непроходимая чаща леса. Июль, жара, оглушительный треск кузнечиков, рожь, дорога, голубое небо.

Прочитайте полученные тексты, чей текст вам понравился больше?

Задание 7. Составьте памятку из трёх ССП, используя советы Карнеги.

Если вы хотите понравиться людям,

  1. Чаще улыбайтесь, и…
  2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей, но…
  3. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, и…

Подведение итогов урока. Рефлексия

— Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

Мы повторили

— сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Мы выяснили

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

А сейчас по десятибалльной шкале оцените, как каждый из вас работал на уроке.

Д/з: Повторить группы сочинительных союзов и подготовиться к контрольной работе.

Беркалиева Русия Онаевна,

Атырау қаласы,

Д.Байбосынов атындағы №13

 ұлттық мектеп-гимназиясының

қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің

І санатты мұғалімі

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*