Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно. Одним из принципов дошкольного образования является принцип сотрудничества с семьей. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого.
В основе взаимодействия лежит сотрудничество воспитателей и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Здесь сотрудничество предполагает взаимное действие, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Задача детского сада – признать родителей полноценными участниками образовательного процесса и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, раскрытии его возможностей и способностей.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы, папы ребенка. Он должен обладать педагогическим тактом, личностными качествами, необходимыми для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Кроме этого, необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждой семье, учитывать ее социальный статус, микроклимат, запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
При планировании и подготовке мероприятий с семьей важно помнить не о количестве, а о качестве. Ведь плохо и на скорую руку подготовленное собрание или консультация для родителей могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. Поэтому даже самое маленькое родительское собрание или другое мероприятие с родителями я готовлю тщательно, серьезно, используя такие формы взаимодействия, которые будут интересны родителям. В своей педагогической практике я стараюсь искать новые, перспективные, нетрадиционные формы сотрудничества с семьей.
Каждое родительское собрание начинаю с благодарности родителям за участие в конкурсах, совместных досугах, праздниках, оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды в группе, оформлении выставок совместных работ, благоустройстве игрового участка, чтобы они почувствовали себя равноправными партнерами в образовательном процессе. Вручаем им благодарственные письма в различных номинациях. Убедилась, что использование устойчивых традиционных форм работы с семьей не всегда дают ожидаемый результат. Сухие консультации, сообщения мало кем читаются. Для заинтересованности родителей лучше разместить фотографии детей, осветить конкретные ситуации, связанные с вопросами развития, обучения и воспитания детей данного возраста. Надо пробовать разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребенка индивидуально, в противном случае родители переходят в разряд пассивных слушателей и исполнителей, а воспитателю не предоставляется возможным с ними контактировать, активизировать их и работать сообща. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности в детском саду, а от этого страдают интересы детей. Родительские собрания никогда не проводила в форме докладов, а строила их по типу развлекательных игр, чтобы больше активизировать и сблизить родителей. Они проходили в виде деловой игры с разыгрыванием различных жизненных ситуаций, в виде дискуссии, круглого стола, практикума, игры «Хорошо-плохо», с видеопросмотром занятий с детьми.
Для установления эмоционального контакта между родителями и детьми более доверительных отношений привлекаю родителей к участию в праздниках и досугах: пап — «Мой папа – самый лучший», мам — «Наша мама – солнышко»; конкурсах: «Осенняя поделка», «Новогодняя открытка»; спортивных мероприятиях — «Спортивная семья»,
Родители с удовольствием принимают участие в обустройстве игрового участка в летний период, в совместных образовательных проектах «Дорожная азбука», «Живые сказки», Как правило, после таких неформальных отношений воспитатели и родители сближаются, больше узнают о своем ребенке, поскольку видят его в новой для себя обстановке. Ценность таких мероприятий с родителями не только в установлении контактов, но и в том, что в созданной благоприятной эмоциональной обстановке они лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми.
Однако, есть родители, которые не хотят намеренно, чувствуя себя компетентными в воспитании своего ребенка, идти на контакт с воспитателем, не реагируют даже на справедливые замечания. При наличии у родителей проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя «мы вас научим» оказывается неэффективной, дающей сопротивление со стороны родителя. Поэтому начинать работу с такими семьями необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроения, их ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, как правило, помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с такими семьями.
Я уверена, что открытое, прямое сотрудничество, активное включение родителей в жизнь детского сада – главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения на современном этапе.