Подавляющее большинство современных логопедов отмечает значительный рост количества дошкольников с нарушением речи. Речевое нарушение осложняет развитие у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, значительно затрудняет контакты со взрослыми.
Социализация – это процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни и начинающийся с момента рождения. А. С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми». Суть социализации ребёнка, по нашему мнению, состоит в избежании этого будущего горя, этой вины.
Выдающийся учёный Л. С. Выготский писал о том, что любой дефект ограничивает взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Речевое нарушение также ограничивает социализацию дошкольника, затрудняет взаимодействие со сверстниками и взрослыми (близкими, знакомыми и малознакомыми людьми). Речевая компетентность, которая достаточно хорошо сформирована, способствует развитию главных, на наш взгляд, личностных качеств ребёнка. Это и адекватная самооценка, и коммуникативность, и уверенность в себе, и самообладание. Также, очень важным, по нашему мнению, является развитие у ребёнка такого личностного качества, как осознание собственной полезности и нужности группе сверстников, окружающих ребёнка. Развитие этих личностных качеств у дошкольников с нарушением речи является основой их плавной социализации в обществе и пропедевтикой успешного и заинтересованного последующего школьного обучения.
Стоит отметить, что социализация дошкольников с нарушением речи имеет свои отличительные особенности. При взаимодействии с социальной средой такие дети испытывают определённые трудности в достижении своих целей, что нередко приводит к нарушениям детского поведения. Навыки коммуникативного поведения у дошкольников с нарушением речи развиваются быстрее и становятся прочнее при помощи окружающих взрослых и сверстников. Именно для этого так необходимо систематическое, спланированное, целенаправленное взаимодействие родителей ребёнка с нарушением речи со всеми сотрудниками и специалистами ДО (воспитателями, логопедом, психологом, медицинским работником и другими специалистами ДО).
Современный ребёнок не живёт в вакууме, он видит, как взаимодействуют взрослые, которые его окружают, и переносит модель взаимоотношений взрослых на общение со сверстниками. Именно в связи с этим огромнейшая роль в социализации ребёнка отводится родителям. Зачастую родители в силу определённой педагогической некомпетентности не обращают внимание на речевые особенности своего ребёнка, не видят в этом нарушении никакой проблемы. Родители не осознают, что это влечёт нарушение коммуникативной сферы, и, как следствие, осложняет социализацию их ребёнка. Крайне редко современные родители замечают, что речевое нарушение мешает их ребёнку свободно и комфортно играть со сверстниками, усваивать знания на занятиях в ДО, и, в целом, в повседневной жизни.
Если же ребёнок с нарушением речи остаётся без своевременной и квалифицированной логопедической помощи, он может замкнуться в себе, перестать сотрудничать с окружающими, и, вообще, перестать разговаривать. В такой ситуации социализация дошкольника с нарушением речи будет крайне затруднена. Именно поэтому так необходимо сотрудничество логопеда с воспитателем и с родителями ребёнка, имеющего речевое нарушение.
Главная мысль, которую, по нашему мнению, обязаны донести до родителей логопед и воспитатель состоит в том, что самостоятельно свои речевые и коммуникативные проблемы дошкольник решить не сможет. Ребёнку необходима помощь всех окружающих его взрослых (родителей, сотрудников ДО, родственников и др.). В нашем центре взаимодействие ДО с семьёй основывается на основных принципах партнёрства: доброжелательность, индивидуальность, открытость, динамичность и сотрудничество. Опыт такого взаимодействия накапливается годами, с учётом уже имеющихся сведений о предыдущих результатах сотрудничества.
Мы используем различные формы взаимодействия логопеда, воспитателя и семьи, как традиционные, так и инновационные. При осуществлении коллективной работы применяем:
- Групповые родительские собрания (не реже трёх раз за учебный год);
- Консультации и семинары (не реже двух раз в месяц);
- Открытые занятия, фронтальные и подгрупповые (не реже одного раза в месяц);
- Видеотеку (консультативная информация, записанная в цифровом виде, которая передаётся родителям для ознакомления);
- Речевые праздники (не реже одного раза в полугодие);
- «Речевой уголок» с советами воспитателя и логопеда по развитию речи дошкольников (обновляется регулярно);
- Родительские конференции по обмену опытом между семьями (не реже одного раза в месяц);
- Мастер – классы специалистов ДО (не реже одного раза в месяц);
При осуществлении индивидуальной работы с родителями проводим:
- Анкетирование (не реже трёх раз за учебный год);
- Индивидуальные практикумы (ежемесячно);
- Открытые индивидуальные занятия (не реже двух раз в месяц);
- Ведение тетради для домашних заданий (еженедельно);
- Онлайн консультирование (посредством мессенджера «WhatsApp», или посредством «Skype»);
- Индивидуальные встречи с родителями (регулярно, по запросу родителей);
Сочетание традиционных и инновационных форм взаимодействия ДО и семьи способствует, по нашему мнению, значительному повышению уровня педагогической компетентности родителей и отражается на эффективности социализации дошкольников с нарушением речи. Мы стремимся объединить ДО и семью с целью наиболее благоприятной социализации детей с речевыми нарушениями. Стремимся, чтобы наш центр стал социальным центром помощи семье в воспитании и развитии ребёнка. Задача социализации дошкольников с нарушением речи является одной из приоритетных в деятельности нашего центра. С помощью педагогов и родителей дети с различными возможностями, с нарушением речи и без него, учатся жить и взаимодействовать в едином социуме. Наши выпускники в дальнейшем успешно адаптируются при переходе в другие образовательные учреждения. В этом мы видим вклад каждого педагога, каждого члена нашей команды, включая родителей.
Педагоги нашего центра привлекают родителей к активному участию в образовательном и воспитательном процессе, стремятся к установлению с родителями доверительных партнёрских отношений, подводят их к осознанию своей роли в воспитании, обучении и социализации ребёнка. В результате этого взаимодействия достигается главная цель – создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка с нарушением речи, для его социализации.
Масленникова Ирина Анатольевна, учитель – логопед
НУ УЦ «Erfolg», г. Караганда
Бабаева Вероника Юрьевна, воспитатель
НУ УЦ «Erfolg», г. Караганда