Современная школа находится на стадии обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет учебной мотивации.
Проблема формирования и повышения учебной мотивации не нова, но без преувеличения может быть названа центральной. В наш век новых информационных технологий, господства телевидения и компьютерной техники, занятости родителей и стремления обеспечить своим детям лишь материальные блага в жизни, отсутствие со стороны родителей личного примера интереса к книге и познанию с одной стороны, или, наоборот, чересчур завышенными требованиями к ребенку– с другой, плюс еще традиционные уроки в школе и перегрузка, в итоге, мы получаем детей, равнодушных к учебе и школе, с низкой успеваемостью. Они погружаются в виртуальный мир сотовых телефонов и компьютеров, легко заводят друзей в социальных сетях, общаются там, обсуждают общие темы и этим живут…. И увлечь их учебой, заинтересовать — это наша главная выполнимая задача!
Слово «мотивация» берёт свои истоки от слова «мотив». Понятия, широко используемые в психологии. Мотив – это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности), а мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но к этому нужно детей подвести, создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться, овладеть новыми знаниями, самостоятельно совершенствовать способы добывания знаний.
Совместно с психологом школы мы провели анализ учебной мотивации в начальных классах, и при переходе учащихся начальной школы в среднее звено, в 5 классах.
На вопрос, что не нравится в школе, дети указывают, что трудная программа (20%), 37% назвали – трудности в изучении конкретных предметов, 32% — некоторые учителя (ругают, кричат), 40% — неинтересно на уроках, 25% — нет текущих оценок, 40% исследуемых учащихся школа привлекает внеучебными сторонами. Наблюдается повышенная тревожность у учащихся, когда наблюдается страх самовыражения – 28%, страх ситуации проверки знаний – 30%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 27%, проблемы и страхи в отношениях с учителями назвали 12% учащихся. Выводы, которые мы сделали, сводятся к одному – нужно что-то менять в своей работе, в отношении и преподавании. В связи с переходом современной школы на обновленное содержание образования изменились приоритеты, цели и задачи школы. Не отметкой, как мотивом, мы должны детей увлекать, а самим процессом обучения, чтобы современный ученик испытывал радость познания от каждого урока, чтобы процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Изучая эту проблему, я определила наиболее важные моменты и способы повышения интереса к обучению у детей младшего школьного возраста:
- Интерактивные и активные методы обучения
- Доверительная атмосфера на уроке
- Ситуация успеха
- Свобода выбора
- Дифференциация
- Привлечение учеников к оценочной деятельности
- Увлеченность учителя
- Личностные качества учителя
Современный урок сегодня должен отличаться своей, именно, интерактивностью (взаимодействие, когда все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свои собственные, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Современный урок должен быть продуктивным и рефлексивным!!!
Основные подходы к организации учебной деятельности, которые мы ставим во главу угла сегодня, это:
1.Личностно – ориентированный подход
2.Системно-деятельностный подход
3.Конструктивистский подход
Чтобы учащихся подвести к цели, обязателен начальный этап урока «Стартер» — это стратегия или активное задание, где задействованы все учащиеся класса, этот этап связан с содержанием урока, выводит на цель, создает коллаборативную среду.
Важным условием проведения этого этапа является очень часто свободное перемещение по классу, постановка в круг, объединение в пары, группы, что детей очень увлекает, и они незаметно вовлекаются в учебную деятельность.
Огромное значение в современном уроке я считаю обязательным следующий этап — Целеполагание (дети должны понимать к чему нужно стремиться). Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реальной. На первом году обучения, цель предоставлялась детям в готовом виде, затем с помощью опорных фраз дети уже формулируют цель сами. Не только на уроке, в любой деятельности, я детей ориентирую на постановку целей, ведь это им очень пригодится в дальнейшей жизни. Целеполагание – очень важный момент в развитии у младшего школьника саморегуляции и мотивации учебной деятельности, а учителю позволяет действовать в «зоне ближайшего и актуального развития», о который говорил великий психолог Л.Выготский.
Следующим этапом современного урока является «Активное обучение». На этом этапе ученик
- вовлекается в практическую деятельность
- совместное исследование и решение проблемы, используя опыт и знания учащихся
- в диалог и полилог
- Предлагаются игры и творческие задания
- Соблюдается дифференциация (по заданию (разноуровневые), по степени оказания индивидуальной поддержки, по времени выполнения и т.д.)
- Обязательно оценивание: самооценивание, взаимооценивание.
Дети не любят навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. В своей практике использую выбор детьми задания (посильного или понравившегося), решения своим способом задачи, выполнение домашнего задания на выбор, составить свое задание, свои вопросы и т.д. Главное и важное условие – осознанная ответственность за свой выбор!
Ну и заключительным этапом современного урока является этап рефлексии.
Очень важно выдержать временные рамки урока и не допустить исключения этапа подведения итога урока или рефлексии, так как маленькие дети имеют способность забывать, а тут каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Также для того, чтобы дети учились с интересом и мотивация их не снижалась, очень важно эмоциональное и психологическое состояние ребенка, а также доброжелательная атмосфера в классе, а это зависит во многом от психологического состояния и здоровья, личностных качеств учителя. Я считаю, необходимыми качествами учителя начальных классов являются:
- Любовь к детям;
- Увлеченность профессией;
- Сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;
- Умеренная экстравертированность;
- Стеничность эмоций и эмоциональная стойчивость (высокий уровень невротизма учителя противопоказан);
- Коммуникативность;
- Корректность в речи и поведении;
- Организаторские и творческие способности;
- Умение и потребность рефлексии своей деятельности.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Учителю нужно быть психологом, чтобы найти к каждому учащемуся подход, направить его и не допустить демотивации к учебе, а также быть виртуозом в своей профессии, очень творческим и грамотным, чтобы каждым уроком удивлять, увлекать учащихся в мир знаний!
Ким Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
КГУ ШЦДО им. Корниенко,
Карагандинская область,
Абайский район, п.Топар