Home » Начальная школа » Среда обитания животных (разработка  урока по  познанию  мира)

Среда обитания животных (разработка  урока по  познанию  мира)

 

Тип  урока. Комбинированный.

Форма  работы : групповая.

Цель  урока. Знакомство  с  различными  средствами  обитания  животных.

Задачи  урока. Познакомить  учащихся  с  понятием «среда  обитания», сформировать  у  учащихся  представление  о  различных  средах  обитания  животных  и  о  связях  особенностей   строения   с  особенностями  местообитания. Развивать  мышление, память, познавательные  интересы, речь,  способствовать  развитию  творческих  способностей. Воспитывать  заботливое  отношение  ко  всему  живому, умение  чувствовать  и  беречь  окружающий  мир.

Ход  урока.

  1. I. Орг. момент.
  2. II. Постановка цели урока.

Сегодня  тема  нашего  урока «Среда  обитания  животных». Работать  вы  будете  в  группах. В  каждой  группе  вами  выбран  спикер, который  будет отвечать  за  работу  своей  группы, а  в  конце урока  оценит  работу  каждого  члена  группы. ( Представление  спикеров)

III. Проверка  домашнего  задания.

Прежде  чем  перейти  к  теме  урока  давайте  вспомним, что  вы  узнали  о  животных на предыдущих  уроках.

Сейчас  спикеры  выберут  вопросы, а  группа подготовит  ответ.

  1. Назовите отличительные  черты  строения  копытных  млекопитающих.
  2. Перечислите водных  млекопитающих и  особенности  их  строения.
  3. Почему млекопитающих  называют молочными  братьями  человека?
  4. Какова роль  домашних  животных  в  жизни  человека?

Перед  каждым  из  вас  лежит  карточка. Вам  нужно  вставить  пропущенные  слова.

1вариант.

  1. Тюлени, морские львы, моржи — ______________  млекопитающие.
  2. Перечислите птиц  с  видоизменёнными  крыльями — _______________
  3. Перечислите 3 вида птиц, занесённых  в  красную  книгу -___________

2 вариант.

  1. Особенности строения  хищников: ______________________________
  2. Перечислите животных, которые  вынашивают  детёнышей  в сумке _____________________________________________________________
  3. Для чего  используют  оленьи  рога ? ____________________________

Вывод. Вот мы  с  вами и вспомнили  материал  прошлого  урока.

IV.Работа  над  новым  материалом.

  1. Объяснение учителя.

Окружающий  мир  не перестаёт  удивлять  своей  гармонией. И  в  тоже  время  законы  природы  заставляют  растения и  животных  быть  в  состоянии  трудной  борьбы, иногда приводящей к гибели, борьбы  за  своё  место под солнцем. И  чтобы  выжить  приходится  приспосабливаться. И  каждый  из  них  обязательно  приспособлен  к своей  среде  обитания.

— Что  же  такое среда обитания?

Среда  обитания – это  место, где  есть  благоприятные  условия  для  жизни  животного. Сегодня  мы  с вами  поговорим  о  том, почему  одни  животные  живут  в  воде, другие  — в почве, третьи – в лесу, степи, горах, пустыне?

Существуют  4  типа  сред  обитания  животных:

  1. Водная.
  2. Наземно-воздушная.
  3. Почвенная.
  4. Тела организмов.

Но  сегодня мы будем  говорить  о  трёх  средах  обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная.

Каждая  группа  будет  представлять  определённую  среду  обитания.

— Как  вы  думаете, какие  животные обитают  в водной среде?

Ученик 1. Рыбы, дельфины, киты, тюлени, моржи, лягушки, морские  черепахи, акулы, пиявки, жуки- плавунцы, кальмары  и  многие другие.

У  них  обтекаемая  форма  тела, конечности  в  виде плавников -у дельфина, у  тюленей – ласты, у  лягушки – плавательная  перепонка, дышат  жабрами рыбы  или  с  помощью  пузыря, заменяющего  лёгкие ( например  жук- плавунец). Питаются  эти  животные водорослями, рыбой, мелкими морскими  животными.

Организмы,  живущие  в  почве.

Ученик 2.Черви, землеройки, кроты  и  другие.

Тела  подземных  жителей  покрыты  шерстью (  например  крот), либо  слизью – у  червяка, что  помогает  им  беспрепятственно продвигаться  в  плотной  почве  как вперёд, так  и  назад, короткие  конечности  нужны  для копания  в  земле  и  передвижения, уменьшены  или  отсутствуют  ушные  раковины, глаза ( у крота), недостаточно  воздуха  в  почве, поэтому  они  устойчивы  к  недостатку  кислорода. Питаются  червями, органическими  остатками, насекомыми.

Организмы,  живущие  в  наземно- воздушной  среде. Это  большой  отряд  животных, которые  многообразны  по  своим  приспособлениям  и  отличающиеся  по  местам  обитания.

Ученик 3. Бегающие  по  твёрдой  почве, совсем  не  похожи  на  лазающих.Это  лошади, медведи, антилопы, зайцы, кенгуру и  многие  другие.

У  бегающих  животных  мощные, но  лёгкие  конечности( например, лошадь), мощные  задние  конечности  и  укороченные  передние (у  зайца, кенгуру), защитные  роговые  копыта.

Ученик 4.Лазающие. Тонкое  длинное  тело ( змея), длинные  гибкие  хватательные  конечности и  такой же хвост ( обезьяна ), острые  когти, порой  загнутые крючком  или  сильные  хватательные  пальцы ( белка, ленивец), мощные мышцы  конечностей, позволяющие  подтягивать  тело  и  перебрасывать  его  с  ветки  на  ветку(орангутан, гиббон).

Питанием  для  них являются – жёлуди, ягоды, грибы, насекомые, мелкие  животные, растения. Например, медведь  питается  ягодами, плодами, корнями  растений, насекомыми (особенно  муравьями), любит  мёд  диких  пчёл  и  ос, обсасывает  зёрна  овса, мелкими  животными.

Бегающие  и  лазающие  очень  отличаются от  летающих.

  Ученик 5. К  летающим  относятся  птицы. У  них  обтекаемое  тело, летают  они  при  помощи  крыльев  и летательных  перепонок.

  1. V. Закрепление изученного материала.
  2. Работа в группах.

Задание № 1.Но  в  пределах  каждой  среды  обитания  животные   занимают  те  места, которые  более  благоприятны  для  их  жизни. Пищевая  взаимосвязь  животных  отражается  в  пищевых  цепочках.

Например, в  одном  заповеднике  расправились  с  волками. Скоро  над  лесом нависла  угроза  вымирания : расплодившиеся  козы  съедали  молодые деревца.

— Я вам  предлагаю составить цепь  питания, согласно  вашей  среды  обитания.

Н-р : жёлудь – мышь- сова

пшеницы- мыши – сова

Вывод: согласно  цепи  питания  мы  увидели, что  всё  живое на  земле  взаимосвязано.

Физминутка.

Задание № 2. Работа  с  учебником  на  стр. 146

Цель: Сейчас  вы  познакомитесь с  текстом  в  учебнике и  каждая  группа  отберёт  материал, который  можно  отнести  к  вашей среде  обитания. И  доказать  свой  выбор.

Задание № 3. Каждой  группе  дан  текст, вы  должны  с  ним  ознакомиться  и  ответить  на  вопросы. Собрать  данное  животное  и  наклеить  части  его

туловища  на  лист.

Текст №1.

Самый  быстроногий  из  зверей. Развивает  скорость  до 110 км  в  час, но  довольно  быстро устаёт. Если  в  течение  минуты  он не  догоняет  добычу, то  прекращает  погоню.

Вопросы.

-Какое  это  животное?

— В  какой  среде обитает?

Текст №2.

Живя  в  этой  среде  животные  либо  дышат жабрами, либо  поднимаются  к  поверхности  для  вдоха. Животные, активно  передвигающиеся  в  этой среде, имеют  обтекаемую  форму   тела.

Вопросы.

— О  какой  среде  идёт  речь?

— Назовите  животных, живущих  в  этой  среде.

Текст № 3.

Среда  обитания характеризуется  тем, что  она  плотная, В  ней  обитатели  находят  воздух, воду. А  вот  свет  почти  не  проникает. Поэтому  животные  обычно имеёт  маленькие  глаза  или  вовсе лишены органов  зрения. Выручают  их  в жизни  обоняние  и  осязание.

Вопросы.

— Как  называется  эта  среда обитания?

— Каких  животных, живущих  в  этой  среде  вы  знаете? Назовите.

Текст № 4.

Животные, находящиеся  в этой  среде, необходимы прочные скелеты, иначе они рухнут на землю в виде бесформенной массы.

Вопросы.

— О  какой  среде  идёт  речь?

— Перечислите её  обитателей.

  1. VI. Задание на дом.

1 группа – стр.   учебника 146.

2 группа – составить  небольшой  рассказ  об  обитателе  вашей  среды.

VII. Рефлексия.

А  сейчас  я  предлагаю  вам  оценить  свою  работу  на уроке  и  ответить  на  поставленные  вопросы. Если  ответ  на  вопрос  вы  знаете, ставите «+», не  знаете « — ».

Ф.И. ученика _______________________________________

Как  называется наука, изучающая  животных?Чем  отличаются  домашние  животные  от  диких?Что  называется  средой  обитания?Какие  бывают  среды   обитания?Какие  животные относятся  к  водной  среде?Какие  животные относятся  к  наземно- воздушной  среде?Какие  животные относятся  к  водной  среде?

 

Итог  урока.

-Пока  мы  с вами  подведём  итог  урока, спикеры  возьмут  ведомости  и  оценят  работу  каждого  участника  группы, а  также  посчитают  количество  жетонов.

— Почему  одни  животные  живут  в  воде, другие  — в почве, третьи – в лесу, степи, горах, пустыне?

Вы  сегодня  были  активны, работали  слаженно,  дружно.

Спасибо  за  урок !

 

 

Щур Ольга Станиславовна,

учитель начальных классов,

КГУ «СОШ № 59»,

город Караганда

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*