Тип урока. Комбинированный.
Форма работы : групповая.
Цель урока. Знакомство с различными средствами обитания животных.
Задачи урока. Познакомить учащихся с понятием «среда обитания», сформировать у учащихся представление о различных средах обитания животных и о связях особенностей строения с особенностями местообитания. Развивать мышление, память, познавательные интересы, речь, способствовать развитию творческих способностей. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.
Ход урока.
- I. Орг. момент.
- II. Постановка цели урока.
Сегодня тема нашего урока «Среда обитания животных». Работать вы будете в группах. В каждой группе вами выбран спикер, который будет отвечать за работу своей группы, а в конце урока оценит работу каждого члена группы. ( Представление спикеров)
III. Проверка домашнего задания.
Прежде чем перейти к теме урока давайте вспомним, что вы узнали о животных на предыдущих уроках.
Сейчас спикеры выберут вопросы, а группа подготовит ответ.
- Назовите отличительные черты строения копытных млекопитающих.
- Перечислите водных млекопитающих и особенности их строения.
- Почему млекопитающих называют молочными братьями человека?
- Какова роль домашних животных в жизни человека?
Перед каждым из вас лежит карточка. Вам нужно вставить пропущенные слова.
1вариант.
- Тюлени, морские львы, моржи — ______________ млекопитающие.
- Перечислите птиц с видоизменёнными крыльями — _______________
- Перечислите 3 вида птиц, занесённых в красную книгу -___________
2 вариант.
- Особенности строения хищников: ______________________________
- Перечислите животных, которые вынашивают детёнышей в сумке _____________________________________________________________
- Для чего используют оленьи рога ? ____________________________
Вывод. Вот мы с вами и вспомнили материал прошлого урока.
IV.Работа над новым материалом.
- Объяснение учителя.
Окружающий мир не перестаёт удивлять своей гармонией. И в тоже время законы природы заставляют растения и животных быть в состоянии трудной борьбы, иногда приводящей к гибели, борьбы за своё место под солнцем. И чтобы выжить приходится приспосабливаться. И каждый из них обязательно приспособлен к своей среде обитания.
— Что же такое среда обитания?
Среда обитания – это место, где есть благоприятные условия для жизни животного. Сегодня мы с вами поговорим о том, почему одни животные живут в воде, другие — в почве, третьи – в лесу, степи, горах, пустыне?
Существуют 4 типа сред обитания животных:
- Водная.
- Наземно-воздушная.
- Почвенная.
- Тела организмов.
Но сегодня мы будем говорить о трёх средах обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная.
Каждая группа будет представлять определённую среду обитания.
— Как вы думаете, какие животные обитают в водной среде?
Ученик 1. Рыбы, дельфины, киты, тюлени, моржи, лягушки, морские черепахи, акулы, пиявки, жуки- плавунцы, кальмары и многие другие.
У них обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников -у дельфина, у тюленей – ласты, у лягушки – плавательная перепонка, дышат жабрами рыбы или с помощью пузыря, заменяющего лёгкие ( например жук- плавунец). Питаются эти животные водорослями, рыбой, мелкими морскими животными.
Организмы, живущие в почве.
Ученик 2.Черви, землеройки, кроты и другие.
Тела подземных жителей покрыты шерстью ( например крот), либо слизью – у червяка, что помогает им беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперёд, так и назад, короткие конечности нужны для копания в земле и передвижения, уменьшены или отсутствуют ушные раковины, глаза ( у крота), недостаточно воздуха в почве, поэтому они устойчивы к недостатку кислорода. Питаются червями, органическими остатками, насекомыми.
Организмы, живущие в наземно- воздушной среде. Это большой отряд животных, которые многообразны по своим приспособлениям и отличающиеся по местам обитания.
Ученик 3. Бегающие по твёрдой почве, совсем не похожи на лазающих.Это лошади, медведи, антилопы, зайцы, кенгуру и многие другие.
У бегающих животных мощные, но лёгкие конечности( например, лошадь), мощные задние конечности и укороченные передние (у зайца, кенгуру), защитные роговые копыта.
Ученик 4.Лазающие. Тонкое длинное тело ( змея), длинные гибкие хватательные конечности и такой же хвост ( обезьяна ), острые когти, порой загнутые крючком или сильные хватательные пальцы ( белка, ленивец), мощные мышцы конечностей, позволяющие подтягивать тело и перебрасывать его с ветки на ветку(орангутан, гиббон).
Питанием для них являются – жёлуди, ягоды, грибы, насекомые, мелкие животные, растения. Например, медведь питается ягодами, плодами, корнями растений, насекомыми (особенно муравьями), любит мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса, мелкими животными.
Бегающие и лазающие очень отличаются от летающих.
Ученик 5. К летающим относятся птицы. У них обтекаемое тело, летают они при помощи крыльев и летательных перепонок.
- V. Закрепление изученного материала.
- Работа в группах.
Задание № 1.Но в пределах каждой среды обитания животные занимают те места, которые более благоприятны для их жизни. Пищевая взаимосвязь животных отражается в пищевых цепочках.
Например, в одном заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания : расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
— Я вам предлагаю составить цепь питания, согласно вашей среды обитания.
Н-р : жёлудь – мышь- сова
пшеницы- мыши – сова
Вывод: согласно цепи питания мы увидели, что всё живое на земле взаимосвязано.
Физминутка.
Задание № 2. Работа с учебником на стр. 146
Цель: Сейчас вы познакомитесь с текстом в учебнике и каждая группа отберёт материал, который можно отнести к вашей среде обитания. И доказать свой выбор.
Задание № 3. Каждой группе дан текст, вы должны с ним ознакомиться и ответить на вопросы. Собрать данное животное и наклеить части его
туловища на лист.
Текст №1.
Самый быстроногий из зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устаёт. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Вопросы.
-Какое это животное?
— В какой среде обитает?
Текст №2.
Живя в этой среде животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Вопросы.
— О какой среде идёт речь?
— Назовите животных, живущих в этой среде.
Текст № 3.
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная, В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет почти не проникает. Поэтому животные обычно имеёт маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Вопросы.
— Как называется эта среда обитания?
— Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите.
Текст № 4.
Животные, находящиеся в этой среде, необходимы прочные скелеты, иначе они рухнут на землю в виде бесформенной массы.
Вопросы.
— О какой среде идёт речь?
— Перечислите её обитателей.
- VI. Задание на дом.
1 группа – стр. учебника 146.
2 группа – составить небольшой рассказ об обитателе вашей среды.
VII. Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и ответить на поставленные вопросы. Если ответ на вопрос вы знаете, ставите «+», не знаете « — ».
Ф.И. ученика _______________________________________
Как называется наука, изучающая животных? | Чем отличаются домашние животные от диких? | Что называется средой обитания? | Какие бывают среды обитания? | Какие животные относятся к водной среде? | Какие животные относятся к наземно- воздушной среде? | Какие животные относятся к водной среде? |
Итог урока.
-Пока мы с вами подведём итог урока, спикеры возьмут ведомости и оценят работу каждого участника группы, а также посчитают количество жетонов.
— Почему одни животные живут в воде, другие — в почве, третьи – в лесу, степи, горах, пустыне?
Вы сегодня были активны, работали слаженно, дружно.
Спасибо за урок !
Щур Ольга Станиславовна,
учитель начальных классов,
КГУ «СОШ № 59»,
город Караганда