Цели:
— образовательные: познакомить учащихся с видами транспорта, профессии людей, работающие в сфере транспорта. Раскрыть значение транспорта для людей, учить подбирать глаголы и прилагательные на русском языке;
— развивающие: развивать словесно-логическое мышление, воображение,связную речь,умение применять свои знания в практике речевого общения на русском языке, согласовывать речь с движениями, закреплять правильное произношение согласных звуков с, ш в устной речи;
— воспитательные: воспитывать любознательность,усидчивость, учить соблюдать правила поведения в общественном транспорте, на остановках.
Полилингвальный компонент:
транспорт – көлік – transport
воздушный – әуе – aerial
наземный – жер бетінде – ground
водный – суда — water
автобус — автобус –bus
поезд – поезд – train
корабль — кеме- ship
самолет — ұшақ- airgraft
машина – машина — car
Оборудование: картинки с иллюстрациями наземного, воздушного, водного транспортов, мнемотаблица для разучивания стихотворения «Капитаны».
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Круг радости
Нежные, добрые девочки.
Сильные, смелые мальчики
Давайте, встанем в круг.
За руки все возьмемся,
И радостно друг другу улыбнемся!
- II. Опрос домашнего задания.
- Опрос по пройденному материалу.
III.Новая тема
Сегодня на уроке мы познакомимся с видами транспорта. На чем вы приехали в детский ясли-сад? Как называются машины, которые ездят по улицам города? Такие машины называются транспортом. (Попросите детей перечислить знакомые им виды транспорта, и если нужно, дополните ответы детей).
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
По улицам города ездят грузовые и легковые машины — одни из них возят грузы, а другие людей. Кроме машин, есть еще автобусы, троллейбусы и трамваи, которые могут перевезти сразу много людей—пассажиров. Такой городской транспорт называется пассажирским.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д.
Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли.
Транспорт, который возит людей по земле, зовется наземным. Есть такой вид городского транспорта, который используется под землей. Он зовется подземным. Он самый быстрый. Поезда ездят от одной станции до другой по туннелям». (Метро.)
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина – красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; милицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.
Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?
101- Пожарная команда.
102-Милиция.
103-Скорая помощь.
Загадки:
Что это за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином? (Автобус).
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)
Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)
Заворчу, зaфырчу,
В небеса улечу. (Вертолет)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
- IV. Полилингвальный компонент:
транспорт – көлік – transport
воздушный – әуе – aerial
наземный – жер бетінде – ground
водный – суда — water
автобус — автобус –bus
поезд – поезд – train
корабль — кеме- ship
самолет — ұшақ- airgraft
машина – машина — car
Д/и. «Кто что делает»
Какие вы знаете профессии людей, связанные с транспортом? (водитель, кондуктор, автомеханик и т.д.) Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик – ремонтирует машины, летчик-управляет самолетом.
Ф/г: «Чистоговорка»
Зи-зи-зи, зи- зи-зи-
Обезьянку привези.
Ик-ик-ик-привези грузовик.
Уль-уль-уль- у машины руль.
Ины-ины-ины – по дорогам едут машины.
Ой-ой-ой – большой грузовик.
Чи-чи-чи- в скорой помощи врачи.
Ина-ина-ина- пожарная машина.
Обус-обус-обус – новенький автобус
Д/и. «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У человека ноги, … (колёса)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)
Р/у.
Разучивание стихотворения З. Петровой «Капитаны» (по мнемотаблице)
Водят смело капитаны
Корабли по океанам.
Интересно плавать им
По дорогам голубым.
Днём и ночью, днём и ночью
Курс прокладывают точно
И бросают якоря
В океанах и морях.
Ф/м«Паровозик».
Цель – научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в произношении звуков.
Дети идут паровозиком.
Чух-чух! Чух-чух! (Дети произносят: «Чух-чух»).
Мчится поезд во весь дух. Гудят: («У-у-у»(.
Загудел паровоз и вагончики повез. Гудят: «У-у-у).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу.
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко я укачу!
Приехали! (Шипят: «Ш-ш-ш»).
Д/у. Правила дорожного движения.
В городе очень много транспорта. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу на улицах, установлены специальные правила дорожного движения. Благодаря этому машины не сталкиваются друг с другом, а двигаются каждая в своем направлении. По обеим сторонам дороги есть тротуары, по которым пешком ходят люди: и зовут их поэтому — пешеходами. Если пешеходу надо перейти дорогу, то переходить ее можно только в специальном месте — по пешеходному переходу. На таком переходе всегда стоит светофор.
Красный свет – дороги нет!
Желтый—внимание!
А зеленый говорит – проходите, путь открыт!
Д/и. «Четвертый лишний» Ребята, возьмите со своих столов конверты с заданием № 1. В конверте лежат несколько картинок, одна из них явно лишняя. Найдите её и объясните, почему она лишняя. (Выполняется работа в группах)
Д/и. «Кто внимательный?»
Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?
— Посчитайте, сколько здесь нарисовано легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Давайте вместе посчитаем:
С/у. Транспорт в сказках.
Этими видами транспорта пользуемся мы, а в сказках герои тоже пользуются транспортом. Давайте вспомним кто каким транспортом пользовался?
(Дети вспоминают сказочных героев и как они передвигаются. Карлсон — у него пропеллер, Баба-Яга — на ступе, Алладин — на ковре самолёте, Маленький мук — в сапогах скороходах, Избушка — на курьих ножках.
- V. Закрепление знаний.«Расскажи – ка»
- О чем мы сегодня говорили? (О транспорте).
- Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. (Водный, воздушный, наземный).
- Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (Вызвать пожарную команду, позвонить 101).
- Когда и по какому случаю вызывают милицию? (Если на улице дерутся, если грабят и т.д.).
- Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? (Когда заболел человек, высокая температура, при аварии, переломы и т. д.)
Машины всегда нужны людям. Я предлагаю вам спеть песенку «Голубой вагон».
- VI. Подведение итогов занятия. Педагог подводит итог занятия, поощряет активных детей веселыми смайликами, прощается.
Умирзакова Назипа Койбагаровна,
учитель русского языка
ГККП детский ясли — сад №18 «Еркежан»,
Жамбылская область, город Тараз