Home » Начальная школа » Урок литературного чтения в 3 классе по произведению  К. Паустовского  «Заячьи лапы»

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению  К. Паустовского  «Заячьи лапы»

Цель урока:  продолжение знакомства с творчеством К. Паустовского.

Задачи урока:                                                                                                                                                        

  — учить правильно и последовательно излагать свои мысли, совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения, обогатить словарь детей;
— развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление, устную речь, обобщать и делать выводы;
— воспитывать заботу, любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим»,
способствовать формированию нравственных качеств.                                                            Оборудование: учебник, портрет писателя.

Результаты обучения для учащихся: Смогут составлять характеристику на персонажей рассказа. Оценивать их поступки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.                                                                                                      

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа по вопросам.

— Расскажите, кого и почему Ваня принес к ветеринару?

— Как повел себя ветеринар?

— Прочитайте диалог Вани и ветеринара.

— Что посоветовала Ване бабка Анисья?

— Как вы думаете, почему детский доктор не сразу согласился лечить зайца? Что послужило причиной его согласия?

— Найдите в тексте описание природы и прочитайте.

— Прочитайте эпизод спасения старика зайцем.

— Прочитайте понравившийся отрывок.

  1. Работа по теме урока.

Сегодня продолжим работу по рассказу  К. Паустовского «Заячьи лапы».

а) Приём      «Логические цепочки»    Индивидуальная работа.

Составьте последовательность событий в рассказе.  Уточняется, в какой последовательности события происходили на самом деле (сюжет) и в какой о них рассказывал писатель.

На доске  появляется запись:

События в рассказе.                                   События в жизни.

  1. Ваня у ветеринара. Лесной пожар.
  2. Совет бабки Анисьи. Ваня у ветеринара.
  3. Дорога в город. Совет бабки Анисьи.
  4. Встреча с доктором. Дорога в город.
  5. Лесной пожар. Встреча с доктором.
  6. Заяц у деда.   Заяц у деда.

—  Почему автор нарушил реальную последовательность событий?

—  Почему рассказ о лесном пожаре перенесён в самый конец повествования?

(для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать её).

Вывод: последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нём и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные – наши друзья, к ним надо относиться бережно.

— Какое настроение возникло при чтении эпизода пожара? (чувство страха, тревоги, опасности, напряжения), предлагает найти это описание в тексте и представить его.

Лесной пожар – картина страшная и малопредставляемая.

После воссоздания дети уточняют настроение, вызванное пейзажем, и стараются прочитать описание так, чтобы передать голосом картину пожара и передать настроение тревоги, страха, отчаяния.

Вывод: описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».

б) Стратегия    «Ромашка  Блума»    фронтальная работа    

 

-Перед вами волшебная ромашка, на которой записаны вопросы.

Простой: — Кто участвовал в спасении зайца?

Объясняющий: — Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?                                                                                                                                             У

Уточняющий: Верно ли утверждение, что дед обязан жизнью зайцу?

Оценочный: — Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

Практический:- А вы  бы смогли  помочь   в  беде?

Творческий: — Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

Согласны ли вы с мнение, что лесной пожар это  стихийное  бедствие.

Подтвердите  свои слова текстом.

Ветер  перешёл в  ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. …….. После пожара остаётся на долгие годы безжизненная       и мрачная пустыня, где на многие километры  лежат обугленные труппы деревьев.

                                                                                                                                                                                                     Физминутка.

Руки, как ветки,

А мы, как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И руки опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно покажем,

Так в небе летят журавли.

И как они сядут, мы тоже покажем –

Крылья сложить мы должны.

в) Работа над образами героев.   

— Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

  — Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

—  Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя.

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар — злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;

Бабка Анисья — любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь —  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  — беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович — интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион — отзывчивый, робкий, добрый.)

— Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?

— Как вы считаете о чём этот рассказ?

-Перед вами несколько вариантов   ответов. Выберите верный, докажите.

1. Это рассказ о зайце

2. Это рассказ о страшной беде:  лесном  пожаре

3 . Это рассказ  о  людской  доброте  и отзывчивости.

 

— Объясните, почему вы выбрали эту идею.      

Вы нашли истину, это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

Но почему на рисунках центральное место занимает заяц?

-Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый  персонаж  проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Вывод:

Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне, дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые  люди.  А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь.

Составление кластера «Доброта»

А теперь давайте составим кластер «Доброта» Выберите слова, которые соответствуют понятию доброта и наклейте их на наш цветочек добра.

Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивость

Подведём итоги вашей работы на уроке.

  1. Итог урока. Приём «Да нет»
    1-Дед бежал за зайцем? – Да.
    2.-Деда звали Алексей? – Нет, Ларион.
    3 -Город располагался на реке Волга? – Нет, Ока.
    4-У деда были растрёпанные волосы? – Нет, борода.
    5-Сосновая смола превращается в янтарный камень. –Да.
    6-Зайца нёс в город сам дед? – Нет, Ваня.
    7-Дед и Ваня узнали адрес врача в магазине? – Нет, в аптеке.
    8-На головах у лошадей были соломенные шляпы? – Да.
    9-Обожжённый зайчик  плакал? – Да

10-Ветеринар предложил Ване зажарить зайца с картошкой? – Нет, с луком.

  1. Рефлексия.

Прием « Светофор»

  1. Домашнее задание (по выбору)

Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительное  чтение понравившегося эпизода.

        Соболевская Галина Болеславовна

                                                            учитель начальных классов

                                                             КГУ «Вишневская СШ»

                                                            Тайыншинского района

                                                            Северо-Казахстанской области

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*