Цель: — закрепить, обобщить, полученные знания;
— развивать речь учащихся, выразительность чтения, память, мышление;
— воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; чувство прекрасного;
Ход урока:
- Орг.момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок-закрепление даёт нам понять,
Что мы умеем и что должны знать!
- Вводная беседа.
Учитель:
— У нас необычный урок, урок-обобщение,у нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем их.
— Мы закончили большой раздел, который назывался….
«Мои друзья».
— О чем все произведения?
Слово это серьёзное
Главное важное
То, что значит оно
Очень нужно для каждого.
В нём отношения, основанные на доверии,
На тепле и радости,
На заботе и привязанности,
На верности и преданности.
В нём стремленье
Другому быть нужным.
Что же это? Конечно, дружба!
— Говорить мы будем сегодня о дружбе.
— Дети, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т. п.)
«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа — это дружба». Так сказал французский писатель Ларошфуко Франсуа де.
— Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.
— А как переводятся слова ДРУЖБА и ДРУГ на казахский язык и английский?
— Чтение стихотворений русском, на казахском и английском языках.
— Для чего нам необходимо знание языков? (Знание языков один из важных факторов вашей конкурентноспособности, в рамках по реализации программы «Рухани жаңғыру» )
— Кто автор этих стихотворений?
— Давайте вспомним, произведения чьих авторов мы читали?
- Задание:
Посмотрите все ли фамилии, под портретами, правильно подписаны.
- Виктор Юзефович Драгунский
- Сергей Михайлович Голицын
- Константин Георгиевич Паустовский
- Борис Александрович Емельянов
- Александр Мелентьевич Волков
- Валентина Александровна
- Николай Николаевич Носов
- Задание:
— Вспомните произведения, которые они написали.
— Соедините стрелкой автора с названием его произведения.
Работа в парах с проверкой по образцу
Н.Носов | «В поход!» |
В.Драгунский | «Как я влиял на Севку» |
С.Голицын | «Мишкина каша» |
Г.Куликов. | «Кот-ворюга» |
К Паустовский. | «Васька» |
Б.Емельянов. | «Надо иметь чувство юмора» |
- Задание:
Из какого произведения рисунок, как оно называется, кто автор?
Каждой группе дается рисунок из прочитанных произведений.
Обсуждается в течение 1 минуты, затем выступают спикеры каждой группы.
(Учащиеся должны назвать произведение и автора, пересказать отрывок)
- Тестирование. Индивидуальная работа
Обобщение по разделу «Мои друзья».
- Как называлось произведение, в котором мальчишки пытались сварить себе ужин? Кто автор рассказа? _______________________________________
___________________________________________________________________
- Из чего сделали ложки для Гали и Сони в произведении «В поход!»____
___________________________________________________________________
- Как звали подопечного Кости Горохова? ___________________________
___________________________________________________________________
- От чего пришёл в восторг главный герой в произведении Г.Куликова «Как я влиял на Севку»? ______________________________________________
- Какой хороший поступок совершил кот-ворюга? ____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто написал произведение «Васька»? _______________________________
Физминутка («Танцуем сидя»)
- Беседа о друзьях.
— Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера обладают ваши друзья?
Работа в группах Вспоминаем правила работы в группах и начинаем работать.
«Ромашка».
Какими качествами должен обладать настоящий друг и без чего дружба состояться не может? Напишите, на лепестки ромашки, качества настоящего друга, зачитайте и прикрепите к середине ромашки на доске. (Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым)
Каждому члену группы дается один лепесток.
6. Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.
ПРИТЧА О ДРУЖБЕ
Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
-Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
— Какие еще пословицы о дружбе и друзьях вы знаете?
- Работа в группах «Собери пословицы»
-Давайте поиграем и посмотрим, какие вы дружные. Игра называется «Собери пословицы». На листочках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить и прочитать.
Дети составляют пословицы.
Нет друга – ищи, а нашёл береги.
Один за всех и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Старый друг лучше новых двух
Друг познаётся в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
— О чём эти пословицы?
— А какие еще пословицы о дружбе вы знаете? «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».
Творческое задание «Мой друг?»
-Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» со своими пожеланиями. Мы их закроем и откроем через 8 лет, когда вы будете в 11 классе и прочитаем все ваши пожелания.
Дети заранее приготовили ладошку для письма:
С одной стороны написано имя ребенка, а с другой в середине напишите «С кем я дружу» и на каждом пальчике допишите свои ответы.
— У кого есть надписи на каждом пальчике?
— У кого остались пальчики без подписи?
— Все-таки друг самый лучший и надёжный один. Выделите его на своей ладошке. На обратной стороне ладошки напишете пожелания своему другу.
Итог урока
Рефлексия
Отправте сообщение другу о нашем уроке. Какой смайлик вы выберите для этого сообщения?
(На доске два телефона. На один веселый смайлик отправляем, на другой – грустный или удивленный).
Подошло время для подведения итогов нашего урока
Хочу пожелать вам всем удачи в поисках настоящего друга!
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Прежде чем урок закончить
И уйти всем отдыхать,
Пожелать хочу я вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
— Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит быть: честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, вежливыми, трудолюбивыми.
— И прежде чем спросить у друга, что ты сделал для меня. Подумайте, что вы сделали для друга
Песня «Если с другом вышел в путь»
Страмбовская Любовь Николаевна,
учитель начальных классов,
школа-лицей №46,
г. Шымкент,
Южно-Казахстанская область