«Счет и вычисления — основа порядка в голове».
(Песталоцци)
Особенная роль в системе изучаемых в школе предметов принадлежит математике. Именно на уроках математики ученики приобретают знания, умения и навыки, которые используются при изучении других школьных предметов. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников. Поэтому, чтобы освоить этот непростой предмет учащимся необходимо постоянно тренировать свою память, развивать воображение, концентрировать внимание, а учитель в свою очередь должен способствовать развитию у детей интереса к этой науке, грамотно подбирать различные формы работы на уроке.
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у школьников прочных вычислительных навыков. Учащиеся должны уметь рационально выполнять устные и письменные вычисления. Работая в школе много лет замечаю, чем старше класс, тем ниже уровень вычислительных навыков. Почему же это происходит? Во-первых, это, конечно же, использование современных средств для вычислений: компьютеры, калькуляторы. Учащиеся не видят необходимости самостоятельно производить все операции над числами, забывая или не зная о том, что такие упражнения развивают память, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Во-вторых, в начальной школе одним из важных элементов урока является устный счёт, учащиеся практически без труда выполняют все действия над числами. В 5-6 классах учителя также отрабатывают вычислительные навыки, используя устные упражнения. Дальше, важность этого этапа урока утрачивается, всё меньше времени уделяется устным вычислениям.
Я считаю, что обязательно на каждом уроке надо выделять 5-10 минут для «устной разминки». Перед изучением новой темы, в начале урока можно предложить учащимся устные упражнения по пройденным темам, чтобы они помогли осуществить логический переход, связав ранее полученные знания с новым материалом. Например, на уроках алгебры, перед изучением формул сокращённого умножения, можно использовать примеры с использованием свойств степени; перед изучением темы «Сложение и вычитание алгебраических дробей», примеры на приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, на правило раскрытия скобок. После изучения нового материала можно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков, которые помогут закрепить полученные знания по новой теме. На уроках геометрии я часто практикую решение несложных задач по готовым чертежам, где учащиеся могут на практике применить полученные знания. Устные упражнения обязательно должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала и способствовать развитию речи, правильного использования математической терминологии.
Большие возможности для развития у учащихся интереса к предмету даёт использование современных интерактивных средств обучения. Которые наглядно, доступно помогают усвоить новый материал или проверить знания при помощи устных упражнений. С их помощью можно привлечь практически всех учеников класса к активной работе на уроке. Учителю конечно необходимо разнообразить различные виды устных упражнений, делая их занимательными и полезными, для того чтобы совершенствовать способы вычислений и решения задач. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи. Это придает им уверенность в себе, они стремятся улучшить достигнутые результаты, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться предмет.
Устный счёт или выполнение устных упражнений является важным этапом в структуре урока математики. Он помогает учителю: переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, с его помощью можно выявлять и корректировать пробелы в знаниях, он повышает познавательный интерес учащихся.
Из всего вышесказанного следует, что устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически совершенным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала. Устный счет, как показывает практика, является обязательным элементом урока и должен проводиться на уроках математики как в начальных классах, так в средних и старших классах.
Муковозова Галина Васильевна,
учитель математики,
Коммунальное Государственное Учреждение
«Общеобразовательная школа №76» , г. Алматы
Хорошая статья
хорошая статья
Совершенно верно описано, как и для чего необходимо приобретать навыки усного счёта на уроках математики .
С большим удовольствием прочитала статью Галины Васильевны .