Открытый урок по самопознанию во 2 классе
Дерево крепко корнями, человек — друзьями.
Казахская пословица
Цель: расширить представление о ценности дружбы.
Задачи:
- формировать навыки позитивного общения;
- развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
- воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Ход урока.
- Круг радости
а) Упражнение » Цветок «.
— Присядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый — тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Расти — расти…и вот вы уже, какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо — влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Вы находитесь в мире тепла, доброты и любви. Оглянитесь — вы не одни, вокруг каждого из вас выросли такие же цветы. Улыбнитесь друг другу.
— Присаживайтесь. Расскажите, что чувствуете вы сейчас.
(Обращаю внимание детей на цветные иллюстрации на доске).
2.Сообщение темы урока
— Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и постарайтесь определить тему урока.
Тема нашего урока «Учимся дружить».
Игра «Островок дружбы»
— Сейчас я проверю, умеете ли вы дружить?
Играет музыка, дети идут вокруг островка дружбы. Как только музыка останавливается, дети становятся в островок. Надо встать хоть одной ногой помогая друг другу.
-Давайте послушаем, что нам советует Айша
Давайте дружно будем жить
И дружбой нашей дорожить
И никогда не ссориться
Тогда дела все спорятся.
б) Чтение детьми стихотворений о дружбе:
-Кто хочет присоединиться к словам Айши?
1) Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами…
2) Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
3)Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не сломать.
— Что же такое дружба?
- Рассказ учителя
-Послушайте рассказ И.Турчиной «Дружба» и подумайте, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.
Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
– Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.
– Давай, – согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
– Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
– Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
– Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
– Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
– Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
– И меня примите.
– Не примем, – сказал Сережа.
– Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
– То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.
— Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом?
— Почему?
- Упражнение «Неоконченные предложения» на листочках
Ребята, подумайте и ответьте на вопросы: умеете ли вы сами дружить и надо ли этому учиться?
Дискуссия. На доске начало нескольких предложений
-Ребята, прочитайте начало предложения и продолжите его
- «Я умею дружить, потому что…».
- «Я могу дружить с ребятами, которые …».
- «Со мной можно дружить, потому что я …».
- «Я хочу научиться дружить, чтобы….».
— Наш урок я хочу продолжить сказкой, учебник стр. 84:
- Чтение «Сказка о дружбе»
— О чем мечтал слоненок? Почему? Очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения.
— Почему цветок назвал слоненка другом? Чем помог слоненок? (Слоненок прикрыл цветок от солнца своими ушами)
— Что сказал цветок слоненку? (Друзей выбирают не по имени, а по поступкам)
— А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них?
Работа в тетради
- Игра с мячом «Мой друг»
Учитель кидает мяч ученику и задает вопрос
-Что не сделает твой друг? (Не бросит меня в беде, не обидит, не будет дразнить, не ударит, не будет жадничать)
- Разминка
Свети ярче, солнце золотое (Поднимаем руки вверх, соединяем их, образуя круг)
Сияй, небо голубое! (Руки разводим в стороны)
Дуй, свежий ветерок! (Вытягиваем руки перед собой и машем ими)
Расти, маленький тополек! (Поднимаемся на носочки, руки поднимаем вверх)
Я дарю вам доброту (Прижимаем ладони к груди и разводим руки в стороны)
И улыбку свою! (Улыбаемся)
- Упражнение «Строим Дом Дружбы»
— Сейчас мы с вами попробуем определить, что такое дружба, что значит дружить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Подумайте о своем доме, где тепло, уютно; где вас встречают близкие, любящие вас люди. Ваши отношения с друзьями тоже должны быть такими же теплыми, близкими. Давайте попробуем построить Дом Дружбы. Из чего состоит дом? (Из фундамента, стен, крыши) Как любой дом, мы начнем класть фундамент. У вас есть карточки, на которые мы будем опираться. На карточках написано слово «дружба». Каждая буква в этом слове что – то обозначает, и вы сами должны выбрать те слова, которые могут дать характеристику слову «дружба» (подходят к слову)
Д – доверие, драчливость;
Р – радость, равнодушие;
У – улыбка, унижение (обидеть при всех);
Ж – жизнерадостность, (всегда бодрое настроение, радуется жизни) жестокость;
Б – благодарность, (чувство, которое возникает за сделанное добро) безразличие;
А — аккуратность, алчность. (жадность, сильная любовь к деньгам)
Теперь мы будем ставить стены. Для этого нам нужно выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Кого называют другом?
Друг — человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Скромность, доброта, злость, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, забота, внимание, зависть, верность, уважение, лень, терпение, вежливость, взаимопомощь, грубость., преданность, жадность, искренность, лживость, справедливость, щедрость, любовь.
— Какие качества вы выбрали? Почему?
— Да действительно, вы назвали такие качества, которые должны быть в каждом человеке. Такие люди умеют дружить.
Что значит дружить?
Дружить – значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
Стены мы поставили. Осталось накрыть крышей. (Крыша со словом «дружба»). Хотели бы вы жить в таком доме? Я думаю, если у вас есть такие качества, то всегда рядом с вами будут настоящие, верные друзья.
— Настоящий друг лучше, чем кто-нибудь другой, поймет ваше настроение, ваши переживания. Разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
9.Упражнение: продолжите пословицы о дружбе
— Да, народ богат пословицами и поговорками. И вы знаете их не мало.
Друг познается … (в беде)
Нет друга ищи, а найдешь … (береги)
Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей)
Скажите мне, кто твой друг, и я скажу, … (кто ты)
Дружбу надо доказывать делами, …(а не словами)
Дружба крепка не лестью, …(а правдой и честью)
Крепкую дружбу и топором не …(разрубишь)
Завести дружбу легко, сберечь …(трудно)
Дружба, что стекло, разобьешь –…(не склеишь)
Один за всех -…(и все за одного)
10. Цитата урока:
В народе говорят «Дерево держится корнями, человек — друзьями»
— Как вы понимаете эту пословицу?
— Правильно. Каким бы сильным, большим, могучим дерево не было — без корней оно погибнет, ведь они его держат. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат.
- Беседа по рисункам.
— Рассмотрите рисунки и попробуйте ответить на вопросы:
1) Понимают ли друг друга Том и Джерри?
2) Что связывает Малыша и Карлсона?
3) Могут ли Вини – Пух и Пятачок доверять друг другу? Почему?
4) Можно ли всех героев этих картинок назвать настоящими друзьями?
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
- Творческая работа. В конце нашего урока я хочу предложить вам придумать свой Символ Дружбы. Когда вы слышите слово «дружба», какие ассоциации возникают? Например, когда я слышу это слово, то представляю улыбку.
На ладошках написать слова — ассоциации о дружбе. Прочитать и прикрепить к солнышку в виде лучей.
- Обобщение – Сегодня на уроке мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что-нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.
14.Рефлексия. (Звучит музыка).
— Вы сейчас, возьмете свой цветок, который приготовили другу, напишите пожелание и подарите.
(Дети зачитывают свои пожелания и отдают их своим друзьям-одноклассникам).
— Приятно видеть улыбки друзей, чувствовать дружеские рукопожатия.
- Круг «От сердца к сердцу».
Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга добрым взглядом, улыбнемся и дружно скажем
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Так надо жить —
Дружбой нашей дорожить.
Теперь вы знаете о дружбе всё! Удачи всем в поисках настоящего друга
Махамбетова А.Б.,
учитель начальных классов,
СШ № 41 г. Астана