Home » Учебно-методические материалы » Учимся оценивать учебные достижения учащихся

Учимся оценивать учебные достижения учащихся

«Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы…» – писал естествоиспытатель и педагог Н.И.Пирогов. «По степени уважения к труду и по умению оценивать труд соответственно его истинной ценности — можно узнать степень цивилизации народа»- утверждал Н. А. Добролюбов.

Сегодня у современного общества присутствует немало устойчивых стереотипов, связанных со школьными оценками. Многие десятилетия основой оценивания знаний школьников служит простая и понятная схема, оперирующая четырьмя основными баллами от «пяти» до «двух», каждый из которых ясно и доходчиво выражает отношение учителя к выполненной учеником работе, его способностям либо прилежанию.

Однако учителя русского языка и литературы КГУ  «Талапкерская средня школа с дошкольным мини-центром» системно проводя Lesson study, т.е. анализируя действия учащихся на уроках, в ходе обсуждения существующей практики оценивания пришли к выводу, что имеется множество недостатков. Традиционное оценивание породило ряд проблем в образовании таких, как отсутствие четких критериев оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; отсутствие оперативной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению; а главное, наличие субъективизма в оценивании учебных достижений. Акишева Мейрамгуль Айткалиевна учитель русского языка высшей категории КГУ  «Талапкерская средня школа с дошкольным миницентром», стаж работы более 25 лет говорит: «Работая в школе много лет, я стала осознавать, что традиционная система оценивания не отражает объективной картины знаний и умений учащихся. Мы не можем сравнивать уровень знаний наших учащихся, например, с учащимися других районов или областей, потому что не существует единых критериев оценивания. Каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своего личного мнения. Главное, что я поняла после прохождения курсов повышения квалификации и различного рода коучингов и тренингов, это необходимость и важность внедрения критериального оценивания…»

Поэтому одним из важных нововведений в системе образования стало введение критериальной системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволит сделать процесс оценки более гуманным и личностно-ориентированным. Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам: валидности, систематичности, последовательности, объективности, прозрачности, достоверности. Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: формативное и суммативное оценивание. Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти. Результаты обучения детей в школе потребуют от педагогов всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом.

Конечно, процесс оценивания очень трудоемкий и сложный, требует не только знаний теоретических основ технологии критериального оценивания, но и навыков и умений на практике разрабатывать задания для формативного и суммативного оценивания в соответствии с критериями, согласно которым измеряется уровень учебных достижений обучающихся, составлять дескрипторы к заданиям. Однако, плюсов намного больше, так как данный вид оценивания позволяет учителю и родителям: получать доказательства уровня обученности ребенка; отслеживать прогресс в обучении ребенка; обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. Одним из самых важных факторов является то, что оценивается не ученик, а продукт его деятельности, оценка объективируется, процедура оценивания становится прозрачной, формирует рефлексивное отношение обучающегося к своей деятельности и продуктам своей деятельности.

Оценивание позволяет строить траектории дальнейшего обучения, позволяет скорректировать планирование учебного процесса, стимулирует всех участников образовательного процесса к поиску ситуационно наилучших образовательных стратегий и тактик. Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Хочется выделить несколько особенностей и свойств технологии критериального оценивания:

  1. Это коллективное обсуждение критериев оценивания с обучающимися. На первых уроках раздела учитель может обсудить с учениками, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся на данном и последующем уроках.
  2. Рубрики. Рубрики, без сомнения, позволяют и ребёнку, и даже родителям увидеть, почему была поставлена учителем та или иная оценка, избежать споров и проблем, когда родители не довольны оценками своих детей. В рубриках указывается, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Например, рубрика «Вы показали незначительные способности в применении необходимых умений и навыков. Ваша работа, носит в основном описательный характер, но с отсутствием глубокого анализа», объясняет ребенку и его родителю в каком направлении двигаться и над чем необходимо ребенку работать для улучшения окончательного результата.
  3. Своевременная работа над ошибками и формативное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы: какие у него успехи и где недочёты. При этом у него есть время до суммативной работы, чтобы улучшить свой результат. А неудовлетворительные оценки – сигнал, что что-то он не доработал, но так как оценки за них в журнал не выставляются, у ученика есть возможность подтянуться по тому или иному предмету или какой-то запущенной теме.   Ведь критериальное оценивание предполагает, что при выставлении итоговой оценки в большей степени учитываются результаты суммативных работ.
  4. Самооценивание. Критериальное оценивание позволяет ученику научиться давать оценку собственным действиям, взять ответственность за обучение на себя, понимать над чем ему необходимо работать, чтобы в результате получить хорошие баллы за свой труд.

Мы считаем, что если наши дети будут уважительно относится к труду и научатся правильно оценивать свой труд и труд других людей, то можно быть уверенным в завтрашнем дне.

Акишева Мейрамгуль Айткалиевна,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Талапкерская средня школа с дошкольным мини-центром»

Алматинская область, Алакольский район, г. Ушарал

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*