Пояснительная записка
Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином Казахстана, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Петропавловска, с его историческими и природными особенностями.
Основные задачи факультативного курса « Историческое краеведение»
— дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
— подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;
— сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
— предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
— удовлетворение потребности молодежи в познании себя как личности и окружающего мира;
— предоставление возможности получения опыта творческой деятельности по преобразованию родного края, по сохранению его природы и культурно-исторического наследия;
— создание условий и предпосылок для всестороннего развития личности гражданина и патриота своей Родины, способного и готового отстаивать ее интересы;
Подход и принципы программы курса:
— системный подход — предполагает целенаправленную работу по патриотическому и духовно -нравственному воспитанию учащихся
— адресный подход — означает использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной и социальной группы;
— комплексный подход в изучении опыта прошлых поколений и национальных традиций края предполагает введение в содержание программы мероприятий, объединяющих компоненты культурно-исторического, духовно-нравственного и патриотического воспитания;
— принцип учета своеобразия местных условий — пропаганда национально-региональных ценностей, любви к родной области, городу, улице, совместно с пропагандой идей Казахстанского патриотизма.
— принцип дифференциации — выстраивание образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей и возможностей, возраста, степени подготовленности учащихся;
— принцип научности — История– учебная дисциплина, развивающая мыслительную деятельность ,умение видеть качественную сторону событий, делать выводы, обобщения, систематизировать и прогнозировать социальные процессы.
— принцип актуальности создание условий для повышения мотивации к обучению истории, как предмета. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся, способствовать формированию мировоззренческой системы.
Практическая направленность
Содержание занятий курса направлено на освоение исторической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, поможет учащимся принимать участие в олимпиадах и других интеллектуальных, творческих конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к истории как науке гуманитарного направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.
Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а с другой стороны, представляет, возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Краеведческий курс рассчитан на учеников 9-10 классов, на 34 часа учебного времени.
— Цели программы — формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае и городе, их положительных образов; создание условий для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; воспитание патриотического отношения к своему краю, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.
Задачи:
- Изучить историю возникновения и становления города Петропавловска, его современное состояние;
- Углубление и систематизация знаний о нашем регионе в контексте истории Казахстана
- Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению традиций;
4.Познакомить с культурой и бытом национальных меньшинств проживающих на территории Северного Казахстана, воспитывать чувства уважения к их традиционной культуре.
5.Стимулировать интерес к истории своего города, области через встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.
6.Формировать практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности.При изучении курса «Историческое краеведение» по программе учащиеся получат возможность:
1. Узнать:
— суть понятия «краеведение»;— исторические особенности формирования нашей области;
— происхождение географических названий на карте области;
— история формирования диаспор в области и городе Петропавловске
— национальные обычаи и традиции местных народов;
— родословную своего родного города, его настоящее и будущее;
— историко-культурные достопримечательности города Петропавловска
2. Научиться:
— вести собственные наблюдения и исследования, работа с историческими источниками;
— работать с картами, таблицами, с информационными ресурсами;
— соотносить события, процессы истории Петропавловска
с определенными периодами истории Казахстана
— выполнять исследовательские задания;
— составлять конспект, готовить реферат, доклад, самостоятельно подбирать литературу.
3. Воспитывать в себе:
— Творческую, толерантную, интеллектуальную личность, способную стать пропагандистом истории своего края.
Методика отслеживания результатов.
Участие в городских и областных мероприятиях краеведческого направления (олимпиадах, краеведческих чтениях, конференциях и т.д.)
Проведение краеведческих конкурсов, игр.
Ведение проектной деятельности.
Организация тестового контроля, викторин.
Формы подведения итогов реализации программы курса «Историческое краеведение».
В течение изучения курса, учащиеся принимают участие в городских краеведческих, научно-практических, конференциях школьников города, посещают музей. Контрольный зачет по программе – защита реферата, учебно-исследовательской работы по краеведению.
Гандалиева Ганира Керимовна, зам дир по УВР,
учитель истории КГУ «Средняя школа –комплекс национального возрождения №17»
г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область.