Home » Гуманитарный цикл » Факультативный курс «Историческое краеведение»

Факультативный курс «Историческое краеведение»

Пояснительная записка

Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином Казахстана, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Петропавловска, с его историческими и природными особенностями.

Основные задачи факультативного курса « Историческое краеведение»

— дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

— подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

— сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

— предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

—  удовлетворение потребности молодежи в познании себя как личности и окружающего мира;
— предоставление возможности получения опыта творческой деятельности по преобразованию родного края, по сохранению его природы и культурно-исторического наследия;
— создание условий и предпосылок для всестороннего развития личности гражданина и патриота своей Родины, способного и готового отстаивать ее интересы;

Подход и принципы программы курса:

системный подход — предполагает целенаправленную работу по патриотическому и духовно -нравственному воспитанию учащихся

—  адресный подход — означает использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной и социальной группы;
— комплексный подход в изучении опыта прошлых поколений и национальных традиций края предполагает введение в содержание программы мероприятий, объединяющих компоненты культурно-исторического, духовно-нравственного и патриотического воспитания;
принцип учета своеобразия местных условий — пропаганда национально-региональных ценностей, любви к родной области, городу,  улице, совместно с пропагандой идей Казахстанского патриотизма.

— принцип дифференциации выстраивание образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей и возможностей, возраста, степени подготовленности учащихся;
принцип научностиИстория– учебная дисциплина, развивающая мыслительную деятельность ,умение видеть качественную сторону событий, делать выводы, обобщения, систематизировать и прогнозировать социальные процессы.

  — принцип актуальности создание условий для повышения мотивации к обучению истории, как предмета. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся, способствовать формированию мировоззренческой системы.

Практическая направленность

Содержание занятий курса направлено на освоение исторической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, поможет учащимся принимать участие в олимпиадах и других интеллектуальных, творческих конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к истории как науке гуманитарного направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.

Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а с другой стороны, представляет, возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Краеведческий курс рассчитан на учеников 9-10 классов, на 34 часа учебного времени.

Цели программы — формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае и городе, их положительных образов; создание условий для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; воспитание патриотического отношения к своему краю, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения и становления города Петропавловска, его современное состояние;
  2. Углубление и систематизация знаний о нашем регионе в контексте истории Казахстана
  3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению традиций;
    4.Познакомить с культурой и бытом национальных меньшинств проживающих на территории Северного Казахстана, воспитывать чувства уважения к их традиционной культуре.
    5.Стимулировать интерес к истории своего города, области через встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.
    6.Формировать практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности.

    При изучении курса «Историческое краеведение» по программе учащиеся получат возможность:
    1. Узнать:
    — суть понятия «краеведение»;

    — исторические особенности формирования нашей области;

    — происхождение географических названий на карте области;

    — история формирования диаспор в области и городе Петропавловске

    — национальные обычаи и традиции местных народов;

    — родословную своего родного города, его настоящее и будущее;

    — историко-культурные достопримечательности города Петропавловска

    2. Научиться:

    — вести собственные наблюдения и исследования, работа с историческими источниками;

    — работать с картами, таблицами, с информационными ресурсами;

    — соотносить события, процессы истории Петропавловска
    с определенными периодами истории Казахстана

— выполнять исследовательские задания;

— составлять конспект, готовить реферат, доклад, самостоятельно подбирать литературу.

 3. Воспитывать в себе:

— Творческую, толерантную, интеллектуальную личность, способную стать пропагандистом истории своего края.

Методика отслеживания результатов.

Участие в  городских и областных мероприятиях краеведческого направления (олимпиадах, краеведческих чтениях, конференциях и т.д.)
Проведение краеведческих конкурсов, игр.
Ведение проектной деятельности.
Организация тестового контроля, викторин.

Формы подведения итогов реализации программы курса «Историческое краеведение».

В течение изучения курса, учащиеся принимают участие в городских краеведческих, научно-практических, конференциях школьников города, посещают музей. Контрольный зачет по программе – защита реферата, учебно-исследовательской работы по краеведению.

 

Гандалиева Ганира Керимовна, зам дир по УВР,

учитель истории КГУ «Средняя школа –комплекс национального возрождения №17»

г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*