(из опыта работы).
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Я работаю над проблемой: «Формирование функциональной грамотности посредством применения компетентностно-ориентированных заданий».
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
Функциональную грамотность можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому комуникативную компетентность следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из эффективных способов развития функцианальной грамотности я считаю, является составление и выполнение компетентностно — ориентированных заданий. Задания практического содержания изменяют организацию традиционного урока и способны я думаю, привить интерес ученика к предметам. Такого вида задания требуют умение применять накопленные знания в практической деятельности.
Какова же роль предметов в начальной школе? Что может сделать учитель, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, я считаю, что необходимо создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве, знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Учебный год я начинаю с диагностики учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Тем самым, определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции, куда входит овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, нформирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.
В этом плане считаю, использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения — данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Как показывает практика именно учебные проекты, способствуют влиянию на личность, в которой обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями личности, и, которые запускают механизм саморазвития, самосовершенствования, самообразования и обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.
Исходя из этого, я думаю, что приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют формированию различных компетенций. Например, развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии прием « Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился » — осознание результативности деятельности. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».
Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки.
Для составления компетентностно-ориентированных заданий различного уровня я использую ключевые слова. На основе ключевых слов строятся вопросы и задания. Таким образом, на основе одного компетентностно-ориентированного задания появляется возможность выявить реальный уровень ЗУН по теме или предмету.
К приемам письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:
- Написание эссе. 2. Составление телеграммы, памятки, инструкции. 3. Стихотворение по алгоритму. 4. Письмо по кругу. 5. Синквейн. 6. Диаманта.
Задания, направленные на формирование базовых познавательных уровней:
- Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужную форму
- Выясните какие фразеологизмы и поговорки используются по–русски в ситуациях, когда англичане говорят:
- Ответьте верные и неверные определения знаками «+» и «-».
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют:
— стратегия «Чтение с остановками»;
— прием «Дерево предсказаний»; «Ромашка Блума»;
— поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
— прием «Инсерт» — прочитать текст и сделать пометки значками на полях;
— прием «Бортовой журнал», «Составление кластера» и т.д.
Развивает умение задавать вопросы прием — «Толстые и тонкие вопросы»: Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые — неоднозначных, развернутых ответов.
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит учащегося в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки — лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Таким образом, я считаю, что компетентностно – ориентированные задания также способствуют развитию креативности и формированию поисково – исследовательских навыков.
Компетентностно-ориентированное задание состоит из:
—стимула,
—задачной формулировки,
— источника информации,
— бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
— инструмента проверки.
Например: Задание.
Стимул: Олег опаздывал на урок. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16. Какие ступеньки перепрыгнул Олег?
Задачная формулировка: выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15;
В – 2, 5, 8, 11, 14;
Г – 1, 4, 7, 10, 13,16;
Д – нет верной последовательности.
Инструмент проверки: 1 балл – Выбрана последовательность Б, 0 баллов – Выбраны другие последовательности.
Благодаря этому, использование компетентностно-ориентированных заданий для формирования функциональной грамотности, мне позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику начальной школы мыслить и действовать самостоятельно. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:
— использования дополнительных возможностей изучаемого материала;
— инновационных способов организации изучения традиционного программного материала.
Для себя я сделала такой вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Апендина Танат Нурбаевна
учитель начальных классов,
Казанская СШ,
Северо-Казахстанская область,
Айыртауский район